Top.Mail.Ru
24 апреля ‘24
Среда
Навигация

Ученые научились выращивать нейроны для больных паркинсонизмом

По новой методике нервные клетки, выделяющие дофамин, можно будет вырастить прямо из кожи пациентов. Пока что ученые отработали ее в клеточной культуре.

Болезнь Паркинсона – тяжелое нейродегенеративное заболевание, оно возникает из-за разрушения в мозге нервных клеток, синтезирующих дофамин. Дофамин – это важнейший нейромедиатор, то есть, посредник в передаче нервного импульса с нейрона на нейрон. И это нужно не только для получения удовольствия (дофамин называют гормоном удовольствия), но и для движения, обучения, и вообще для работы мозга. Основные симптомы паркинсонизма – затруднение движений, нарушение координации, ригидность мышц, тремор.

Клеточная терапия – то есть, замена разрушенных дофаминергических нейронов в мозге больных – это самый перспективный метод лечения. Но для этого надо научиться эти самые нейроны выращивать. При этом, использование так называемых индуцированных плюрипотентных клеток, то есть, таких, которым ученые в лаборатории возвращают неограниченные потенции стволовых клеток, рискованно – начав неограниченно делиться, они могут породить раковую опухоль.

Альтернативный путь нашли Ваниа Брокколи (Vania Broccoli ) и его команда из Института Сан-Рафаэль (San Raffaele Scientific Institute) в Милане, Италия. Им впервые удалось получить дофаминергические нейроны «в пробирке» из мышиных и из человеческих фибробластов. Исследователи нашли те белки – факторы роста, которым нужно обработать фибробласты, чтобы они превратились в нейроны, выделяющие дофамин.

По этой методике нужные нервные клетки можно вырастить прямо из клеток кожи самих пациентов. Чтобы потом имплантировать им в мозг взамен разрушенных дофаминергических нейронов.

Результаты работы ученые опубликовали в последнем выпуске Nature.