Top.Mail.Ru
Москва
18 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Российская навигация становится конкурентоспособной

Число спутников в российской системе ГЛОНАСС приближается к запланированному. Сможет ли российская система конкурировать на рынке глобальной навигации и каковы перспективы развития этого рынка?

Группировка спутников ГЛОНАСС -- российской системы спутниковой навигации -- сейчас насчитывает 21 аппарат, использующийся по целевому назначению, и 2 аппарата, находящихся в орбитальном резерве. Всего запланировано вывести на орбиту 24 рабочих спутника и 6 резервных.

Уже сейчас на большей части территории России навигацию с помощью отечественной системы возможно осуществлять на протяжении 99% времени суток, и только в районе Владивостока этот показатель составляет 95%. Разработанные приемники ГЛОНАСС позволяют развертывать не только военные, коммерческие системы. Каковы перспективы ГЛОНАСС на рынке глобальной навигации?

Важна ли победа в конкурентной борьбе?

Для национальной навигационной системы лидерство на рынке коммерческих решений -- дело вторичное. Основное предназначение навигационной системы -- военное. Любая спутниковая система навигации предусматривает режимы, при которых точность определения координат для гражданских пользователей будет снижена.

Так, режим SA, искусственно снижающий точность в американской системе NAVSTAR GPS, был отключен в мае 2000 года. Но этот режим в любой момент может применяться как для всей спутниковой группировки, так и для спутников над определенным районом. Так, во время августовских событий 2008 года в Кавказском регионе гражданские приемники GPS, получившие массовое распространение в мобильных бытовых устройствах, давали значительные ошибки при определении координат.

Собственная система навигации важна для управления подразделениями силовых структур, транспортной системой страны, отрядами МЧС в условиях обострения военно-политической обстановки. Поэтому экономическая эффективность разработок в области спутниковой навигации не является основным приоритетом при создании подобных систем.

И все же рынок коммерческих решений в области спутниковой навигации существует. О том, каково место России на этом рынке, корреспонденту Infox.ru рассказал Евгений Белянко, главный конструктор компании «М2М телематика», крупнейшего российского разработчика приемников ГЛОНАСС и решений на их основе.

Российские решения на рынке навигации

«Безопасность -- это не только военные ситуации, не только военные действия, -- говорит Евгений Белянко. -- В современной жизни безопасность -- это прежде всего безопасность инженерной инфраструктуры, это безопасность повседневной жизни граждан, это защита от каких-то… Пусть даже не террористических атак, а от стихийных бедствий, от чрезвычайных ситуаций, от различных ситуаций, которые происходят в жизни. И подсистема навигации является неотъемлемой частью системы безопасности любой современной страны.

Если где-то происходит событие и нужно на него реагировать, сразу же возникает задача позиционирования групп оперативного реагирования, будь это «скорая помощь» или машина пожарных, возникает задача ориентирования на местности, поиска нужного места, максимально быстрого прибытия в точку, максимально быстрого оказания помощи.

Почему все хотят иметь собственную навигационную систему? Навигационные технологи неразрывно связаны с инфраструктурой страны, неразрывно связаны с повседневной деятельностью. Это очень большой и емкий рынок. Каждая страна заинтересована в том, чтобы этот рынок замкнуть на своих собственных производителей, на свою собственную технологию и таким образом развивать промышленность.

Но тем не менее, несмотря на обилие планов, несмотря на обилие громогласных заявлений, по факту сейчас в мире действуют всего две глобальные спутниковые навигационные системы. Система GPS была полностью развернута -- 24 спутника на орбите -- в 1993 году, система ГЛОНАСС была впервые развернута в полном состоянии -- 24 спутника -- в 1995 году.

Потом, к сожалению, система ГЛОНАСС, так же как и вся остальная страна, пережила системный кризис конца 1990-х. В минимуме на орбите находилось шесть космических аппаратов, и в начале 2000-х годов было принято системное решение правительства о возрождении этой системы, о ее развитии.

Были вложены очень большие средства как в пополнение космической группировки, так и в создание наземных корректирующих станций, в создание аппаратуры».

Ближайшее будущее

К концу 2010 года орбитальная группировка ГЛОНАСС будет укомплектована 24 спутниками, что позволит определять координаты с помощью этой системы всегда в любой точке планеты. Но из-за особенностей расположения орбит ГЛОНАСС дает лучшие результаты в высоких и полярных широтах в отличие от конкурирующей NAVSTAR GPS, которая показывает лучшие результаты ближе к экватору.

Таким образом, естественное преимущество российских разработок проявится на рынке навигации для клиентов, действующих в приполярных широтах.

Разработчики европейской системы Galileo внимательно изучают американский и российский опыт. Более того, на борту двух спутников на орбите Земли находится несколько типов аппаратов, с помощью которых европейское космическое агентство ESA изучает особенности прохождения сигналов.

Так как система Galileo более современна, следует ожидать, что после полного ввода в строй 30 рабочих спутников ее возможности могут превзойти и возможности GPS, и возможности ГЛОНАСС. Таким образом, у российских разработчиков есть три-пять лет для того, чтобы закрепиться на рынке коммерческих решений спутниковой навигации до появления сильного конкурента.

Следует также ожидать конкуренции со стороны китайской системы Compass. В отдельных регионах придется конкурировать и с другими региональными системами -- японской Quasi-Zenith и индийской IRNSS.

Полная версия