Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

«Табакерка» открыла 24-й сезон

Спустя три дня после начала нового сезона в МХТ имени Чехова Олег Табаков открыл сезон во втором подведомственном ему театре – «Табакерке». Планы, связанные с маленьким театром на улице Чаплыгина, у худрука грандиозные: сыграть в «Анне Карениной», открыть рядом с театром школу для одаренных подростков и издать свой журнал.

Официально «Табакерка», возникшая из актерского курса, выученного Табаковым в ГИТИСе, считается театром с 1987-го. Крошечный зал в цокольном этаже все эти годы набит до отказа – недаром Табаков считает главным качеством руководителя умение находить молодые таланты и помогать им «выйти на орбиту». «Худрук может быть не режиссером, а критиком или актером – главное, чтобы он имел чутье на талант. Вот в немецком театре заключают контракт с суперинтендантом и потом смотрят, сколько молодых талантов он открыл», -- объяснял он журналистам, сетуя, что у наших театральных руководителей нет заинтересованности в молодых.

Про любовь

У самой «Табакерки» проблем с новыми именами нет: стоит режиссеру громко заявить о себе, Табаков тут же приглашает его попробовать себя на вверенных ему сценах. Холостые выстрелы при таком раскладе неизбежны, о стилистическом единстве репертуара говорить не приходится. Зато список тех, кто в последние годы ставил в МХТ или в «Табакерке», включает всех лучших режиссеров младшего и среднего поколения: Кирилл Серебренников, Юрий Бутусов, Евгений Каменькович, Миндаугас Карбаускис, Константин Богомолов… Теперь вот Олеся Невмержицкая, студентка выпускного курса мастерской Леонида Хейфеца в РАТИ, поставила купринскую «Олесю». «Вы про любовь сейчас у кого-нибудь еще видели?!» -- с гордостью спрашивает Табаков у журналистов, приглашая на спектакль.

«Своих», то есть верных и преданных «Табакерке», здесь очень ценят – на сборе труппы худрук под бурные актерские аплодисменты вручал серебряные и золотые значки. Золотые – тем, кто отдал театру 20 лет, серебряные -- 15. Среди тех, кто получил «серебро», оказались Сергей Безруков и Виталий Егоров.

Около нуля

Хотя костяк труппы составляют «старики», каждый год к ним добавляется кто-то из выпускников Школы-студии МХТ. Или просто талантливые артисты – возраст и школа Табакову не так уж важны.

В «Олесе», например, на сцену театра впервые вышла Роза Хайруллина -- уникальная актриса, прославившаяся когда-то в казанском ТЮЗе, затем игравшая в Самаре, а теперь приглашенная Табаковым в Москву. Найдется ли ей здесь достойное применение, пока неясно, но уже объявлено, что в октябре Константин Богомолов выпустит «Волков и овец» Островского с Хайруллиной в роли Мурзавецкой. После этого театр возьмется за пьесу Эдуардо де Филиппо «Цилиндр» -- это будет второй спектакль Олеси Невмержицкой. А затем артист Олег Тополянский, пару сезонов назад попробовавший себя в режиссуре, поставит «Женитьбу» с Виталием Егоровым, Яной Сексте, Авангардом Леонтьевым и другими.

Среди более размытых планов – «Голый король», историю о котором Табаков считает чрезвычайно актуальной, настолько, что «Табакерка», вероятно, будет играть эту постановку на большой мхатовской сцене. А еще «Анна Каренина». «На радио уже дважды повторялась 12-часовая постановка – я там и от автора, и за Каренина. Так что пришлось мне прочитать роман. Хор-рошая книжка! Жена (актриса Марина Зудина. -- Infox.ru) все-таки должна сыграть главную роль. Там и для Сереги (Безрукова. -- Infox.ru) и для Андрюхи (Смолякова. -- Infox.ru) найдутся роли. Да и мне на будущий год исполнится 75 – надо бы как-то себя показать…» -- балагурил мэтр.

Стоит отдать дань широте эстетических пристрастий Олега Табакова. В числе книг, сюжеты которых он хотел бы видеть воплощенными в театре, значится недавно опубликованный роман «Околоноля» (роман-фантасмагория, действие которого происходит в наши дни, а одна из подспудных идей – мысль, что всякая власть дается от Бога; подписан псевдонимом Натан Дубовицкий), авторство которого приписывают одному из идеологов Кремля.

Театральный подвал

Беседуя с журналистами, Табаков назвал две свои главные задачи: вывести на орбиту молодых и продвигать культуру в массы. Реализуя первую, он собирается открыть при театре школу. Ради нее «Табакерка» даже пожертвовала своим общежитием – полтора года назад здание было перестроено, а минувшим летом по всей России отобрали 12 десятиклассников (предполагается набрать еще столько же), чтобы обучать и содержать их на деньги московской мэрии. Занятия должны были начаться с осени, но, как сказал Табаков, «все упирается в поролоновую стену чиновников» -- официально здание все еще не принято.

Просвещать же зрителей Табаков намерен через журнал «Театральный подвал». «Зайдя в тупик в отношениях с театральными журналистами, я решил: у них своя компания, у нас своя», – объяснял худрук артистам. Его слова, что новый журнал будет писать о театре столь же доброжелательно, как и нынешние критики, вызвали у труппы (кстати, обласканной прессой куда больше, чем другие московские театры) одобрительный хохот.

Кто войдет в редколлегию нового журнала и на какие средства он будет издаваться, пока не известно. На нехватку денег Олег Табаков не жаловался. Сетовал лишь на отток публики – и тут же поправлялся, что знает это от других, понаслышке, а у подведомственных ему трупп таких проблем нет.

Полная версия