Москва
3 мая ‘24
Пятница

Городу с тяжелым воздухом и серым небом посвящается

Открылась выставка под названием «Город». Большая часть художников, приглашенных порассуждать на популярную сейчас тему, являются архитекторами, что придает этому проекту особый смысл.

Надо отметить, что «Открытая галерея» сама по себе -- весьма нетрадиционно организованное выставочное пространство. Авторский проект Натальи Тамручи, искусствоведа, куратора, дизайнера, задуман так, чтобы создать некое взаимодействие разных художественных персонажей и разных форм высказывания на заданную тему. Художники, дизайнеры, публицисты рассуждали уже о теле, соблазне и самоидентификации.

В этот раз была выбрана тема, которая стала необычайно актуальной, -- «Город». Нигде не указано, какой именно город имеется в виду, но каждому сразу станет понятно, что речь идет о Москве. С одной стороны, она несет в себе все черты города вообще, как определенного жизнеустройства, жесткой системы, которая подчиняет все и каждого своим правилам. А с другой стороны, разумеется, имеет свои неповторимые, сразу узнаваемые особенности, которые в небольшом художественном пространстве ярко проявились.

Мусорный бак и небо в алмазах

Особенно часто здесь можно встретить слово «недвижимость». Ее различные состояния -- от «евроремонта» до «требует капитального ремонта» -- подробно и остроумно рассматривались в работе семейно-творческого коллектива МишМаш (состоящего из архитектора Михаила Лейкина и дизайнера Марии Сумниной), так и названной «Состояние недвижимости».

«Недвижимостью» же названа и большая художественно-скульптурная композиция Витаса Стасюноса, которая занимает целый зал. Автор соорудил вполне узнаваемый кусок нашего мегаполиса из дерева, веревки и пакли.

Свое ощущение от города передал и архитектор Александр Бродский, создавший специально на заданную тему монументальную инсталляцию, где рядом с телефонной будкой, заваленной мусором, стоит громадный мусорный бак, засиженный грязными голубями.

Другой знаменитый архитектор Юрий Аввакумов в своей серии «Звездное небо» обратился к сравнению. Две фотографии -- ночного Нью-Йорка и Москвы удивительно похожи: река, кораблики и небоскребы. Над ними светят звезды. Настоящие стразы Сваровски, между прочим. Надо отметить, что те, что над Москвой, уступают нью-йоркским и по количеству, и по крупности.

А вот молодому и перспективному художнику Андрею Кузькину стразы пока не по карману. Свои, ставшие уже довольно приметными, акции он творит малыми средствами. С отчетом о двух из них можно ознакомиться здесь же. Наиболее городская из них называется «Установка памятника одинокому наблюдателю». И представляет собой стул, который был лично художником найден на помойке и установлен на пересечении Каширки и Нахимовского проспекта для созерцания. Стул этот, как следует из описания, был немедленно украден. И автор немедленно принес с помойки другой такой же.

Зато самый быстрый интернет

Самой главной артерией нашего города, без сомнения, является метро. И оно здесь есть. Например, очень удачно сложившиеся вместе работы двух совершенно отдельных авторов: видеоинсталляция Александры Метлянской и фотографии Константина Аджера. Вместе они довольно явственно передают не только характерные звуки и бесконечную суету подземелья, но и особое ощущение мутности и неустойчивости, так похожее на реальное.

В первом же зале представлено совместное произведение художника Мая Митурича и его дочери Веры Хлебниковой. Называется «Вид сверху». На первый взгляд эта случайная видеозапись, сделанная в 2000 году из окна дома приболевшим художником, кажется странной на художественной выставке. В течение трех дней, пока не кончилась пленка, он снимал жизнь людей, которые обосновались в ковше экскаватора на заброшенной стройке. Они играют с щенком, готовят на костре какую-то баланду, договариваются с милицией, курят, пьют кефир и листают журналы. Но постепенно понимаешь, что наблюдаешь какой-то особый, по-своему завораживающий мир. Он не создан художником, лишь зафиксирован -- но, без сомнения, является творческим актом. Настоящим искусством выживания индивида в городе.

Этому городу посвящено сочинение Н. Агеева (именно так представлен автор, и больше нам о нем сказать нечего). На трех машинописных листах Н. Агеев рассказывает нам о «тяжелом воздухе и сером небе» этого места, где «в январе пи..ц, как холодно, а в августе - пи...ц, как жарко», где всегда пахнет жареной едой, алкоголем и мочой. Где не хватает детских садов и чересчур много советских идолов. Где свастику рисуют чаще, чем член. Где в старых красивых переулках нассано, а маршрутки -- капсулы смерти. «Город с самым быстрым интернетом в Европе. Мой город».

Выставка работает в «Открытой галерее» до 28 февраля.

Полная версия