Москва
30 апреля ‘24
Вторник

В арт-новостях: нефтяное пятно, разорившиеся аристократы и боснийские оккупанты

Пока одни художники борются силой искусства с нефтяным пятном, другие агрессивно захватывают европейские площадки. Тем временем обедневшие английские аристократы продают последнего Рубенса. А в России все как обычно.

Девушки в нефти

Мир современного искусства наконец-то отреагировал на кошмарное нефтяное пятно в Мексиканском заливе. Американская художница, фотограф, социальный работник и просто озабоченный гражданин Джейн Фултон Альт сделала серию фотографий купальщиц. Девушки выходят из воды, и с них стекает черная маслянистая жидкость, вероятнее всего, нефть. Ужасно. Правда, фотографии сделаны не в Мексиканском заливе, а примерно на тысячу километров севернее, в озере Мичиган, где у BP нет нефтяных платформ, и из дыры в морском дне не бьет нефтяной фонтан. Купальщики были добровольцами, а вместо нефти использовалась какая-то другая, неназванная жидкость. Ну, так это же искусство, а не репортажная фотография. Фотографии можно посмотреть у нее на сайте, вся серия называется «Crude Awakening» -- то ли «Нелегкая побудка», то ли «Посчитали -- прослезились». К тому же тут имеется игра слов: сrude -- сырая, как в выражении «сырая нефть».

Самообманываться рады

Шестая биеннале современного искусства открылась в Берлине, тема «Реальность и самообман». Дальновидные современные творцы, кажется, вообще не должны произносить эти слова вслух. Однако ж нашлись и такие, кто не испугался. В придачу к длинному солидному списку художников наших дней там будет еще и ретроспектива Адольфа Менцеля. Биеннале уже началась и закончится 8 августа.

Знатный, но обедневший

Невероятно печальные новости из Великобритании: аристократия, сохранившая свои замки и земельные наделы, пострадала от кризиса не меньше чем последний докер или сварщик. И теперь наследникам дружинников Вильгельма Завоевателя приходится распродавать свое добро, включая уникальные произведения искусства. The Guardian со смесью злорадства и подобострастия сообщает, что граф Спенсер продал полотно Рубенса «Полководец, снаряжающийся в битву» за 9 млн фунтов. На картину эту любовалась в детстве принцесса Диана, теперь же сей шедевр плюс еще много всякого искусства на общую сумму 21 млн продано на аукционе Кристис.

Граф Роузбери продал картину Тернера почти за 30 млн. Герцог Девонширский продал бронзовую скульптуру работы Пьерино да Винчи, племянника Леонардо, за 10 млн фунтов.

Арт-критики выражают легкую обеспокоенность. То есть понятно, что деньги нужны, поскольку кризис, а цены на топовый сегмент в искусстве опять выросли до каких-то неприличных высот, и грех этим не воспользоваться. Но несколько настораживает, если не сказать вымораживает, что пэры Англии считают все вот это не наследием, которое нужно передать потомкам, а активом, которым можно распоряжаться, чтоб без дела не висел.

Однако можете быть уверенным: в руки, так сказать, народа все это не попадет. Того же да Винчи купил лихтенштейнский князь.

Два мира -- два искусства

В западной прессе и на специализированных арт-сайтах много пишут про наш тараканий суд и кураторов Ерофеева и Самодурова. Интонации сдержанные, но на карандаш эту историю явно взяли.

Стратегия захвата

В Вене открылась выставка боснийского художника Младена Миляновича, победителя Henkel Art. Award 2009. Родившийся в 1981 году и переживший войну ребенком, художник, разумеется, исследует в работах проблемы оккупации, лагерей уничтожения, всеобщей государственной лжи и бедности, то есть всего того, что должен исследовать представитель маленького гордого народа, дорвавшийся до больших залов и настоящей аудитории. Критики пишут, что Милянович использует стратегии захвата и оккупации непосредственно в самом современном искусстве. Что ж, в это легко поверить: приходит такой балканский красавец с пистолетом к куратору — ну и давай его оккупировать. При этом сами работы истерически смешные. Вот тут, например, мы видим автомобиль Yugo, произведение югославского автопрома, обклеенный при этом зеркальной пленкой. Называется «Звуки утопии».

Полная версия