Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Нестандартные ориентации фестиваля современного кино

Мальчик и девочка бьются за тело и душу златокудрого красавца. IV фестиваль «2morrow/Завтра» открывается 14 октября фильмом Ксавье Долана «Воображаемые любови». В конкурсной программе -- старик и козы, печальный японский клон, депрессивный эстонец, питерские призраки, румынские сказки, а также масса сюрпризов и провокаций за пределами конкурса.

Суть происходящего в «Воображаемых любовях» укладывается в одно предложение. Перед нами почти классический треугольник, в котором есть поправка на современность -- теперь мальчик и девочка могут быть не только любовниками, но и соперниками.

Франсис и Мари -- очень близкие приятели. Их дружбе, казалось бы, совершенно не мешает разнополость, потому как Франсис (в исполнении самого Ксавье Долана) -- стопроцентный гей. Мари воображает себя Одри Хепберн, носит челку и винтажные платья, ужасно много курит. К тому же, как она говорит случайным любовникам, у нее самый распространенный цвет глаз -- карие. И чтобы их оправдать, девушке приходится вести интеллектуальную жизнь.

Но вот друзья встречают Николя, натурального златокудрого Аполлона, столь же беспечного, сколь и безупречного. С такими данными интеллектуальная жизнь и рефлексия совсем ни к чему. Франсис и Мари немедленно оба влюбляются в Николя. В результате их закадычная дружба переходит в лютую вражду.

Если бы старость могла

В прошлом году картина «Я убил свою маму», полнометражный дебют 20-летнего канадского режиссера, получила не только Гран-При фестиваля «Завтра», но и три специальных приза Каннского фестиваля. В первом фильме эмоционально до чрезмерности воспроизводились непростые, во многом автобиографические взаимоотношения Юбера, юного гея и его матери, одинокой, нелепой женщины, которая по мере своих слабых сил пытается делать все возможное для своего «волчонка».

В свой второй фильм теперь уже 22-летний Долан перетащил из нашумевшего дебюта все самое ценное. Во-первых, самого себя в качестве исполнителя главной роли. Во-вторых, красавца Нильса Шнайдера (Николя), который в первом фильме играл нежного друга главного героя. Но самое главное, Долан снова пригласил Энни Дорвал, исполнившую роль матери Юбера. В «Любовях» ненавистная родительница (Дорвал играет теперь мать Николя) достигла совершенства. Она носит синий парик, курит гашиш и работает стриптизершей. По-всей видимости, Долан окончательно решил свои семейные проблемы.

Возникает только один вопрос. Почему киноманская часть человечества вот уже второй год подряд с таким увлечением наблюдает за яростным взрослением канадского гея, пусть даже симпатичного, остроумного и очевидно талантливого мальчика, но мало ли их таких.

Дело, видимо, в том, что этот мальчик имел наглость рассказать взрослым о том, что его самого по-настоящему волнует. Почему-то обычно молодые режиссеры норовят поведать о чем-то отвлеченном, о чем они на самом деле ни черта не знают, а непосредственно к «любовям» приходят уже ближе к 70-ти, когда слово «воображаемые» приобретает несколько печальный оттенок. Сильный и свежий эмоциональный эффект от фильмов Ксавье Долана вызван тем, что режиссер в данный момент находится в том же состоянии, которое пытается передать зрителю.

Он снимает свое кино так, словно несется с горы. И, если в первом фильме от его виражей немного подташнивало, то «Воображаемые любови» -- это незамутненная радость и дерзкий юношеский максимализм вместо подростковой надрывности. Имейте в виду, что сразу после фестивальной премьеры начнется московский прокат.

Другие прогнозы назавтра

Открывшись на звонкой ноте фестиваль «2morrow\Завтра» будет быстро накалять страсти. Прежде всего это произойдет в конкурсной программе. Она в этом году на редкость разноплановая, словно ее составители решили показать, каким вообще бывает современное авторское кино. Здесь можно встретить представителя украинской новой волны Александра Шапиро с фильмом «Днепр», в котором разбирается на элементы и складывается обратно ситуация «ночь-гостиница-двое-секс». Имеется навеянный Тарковским низкобюджетный японский оммаж «Клон возвращается домой» режиссера Каньзи Накадзимы, который исследует тонкие отношения клона и его прототипа и залезает в подсознание так далеко, что уже и не выбраться. Китайские «Зимние каникулы» Ли Хунцы, которого сравнивают не только с Джармушем, но и с Хлебниковым, показывают как буквально из ничего, из тоски и провинциальной рутины, рождаются безотчетные страхи и паника.

Нижегордский дуэт художников Провмыза представляет фильм «Воодушевление», существующий на границе кино и видео-арта. Авторы вдумчиво следят за движением лодки по реке, которая постепенно затягивает вас в пространство мистической притчи о человеке и природе. Эстонский менеджер теряет себя и все привычные ориентиры в сюрреалистическом фарсе «Искушение святого Тыну», снятом одним из самых интересных режиссеров постсоветского пространства Вейко Ыунпуу.

Разумеется, ни один фестиваль теперь невозможно помыслить без румын. В «Сказках золотого века» выступает целая сборная. Это продюсерский проект Кристиана Мунджу, каннского лауреата, режиссера фильма «Четыре месяца, три недели и два дня». Мунджу согнал своих коллег и соотечественников, чтобы порадовать публику антологией абсурдистских анекдотов про жизнь при коммунистах.

Из Питера в Москву доставили матерый андеграунд – фильм «Рафаилъ Пироне» Ярослава Добронравова попал в конкурсную программу в последний момент. Добронравов затягивает публику в сумеречные миры питерских подворотен и налаживает там общение с городскими призраками. Еще один российский участник -- картина «Которого не было» режиссера Рамиля Салахутдинова, ученика Алексея Германа. Главный герой этой работы, чтобы избежать предсказанной смерти, решается на эксперимент, который усложняет жизнь до невозможности. Рекомендуется мужчинам, погруженным в кризис среднего возраста.

Наконец, фаворитом конкурса явно станет Микеланджело Фраммартино со своим фильмом «Четырежды» про старика, пасущего коз на калабрийских холмах. История души, проживающей несколько жизненных циклов, получилась не только поэтической и философской, но и остроумной.

Во внеконкурсной программе киноману есть, где разгуляться. Там и каннский лауреат, главное открытие нулевых таец Апичатпонг Веерасетакул с его магической сказкой "Дядюшка Бунми, который помнил прошлые жизни"; и радикальная программа "Турбулентность" с дорожным хичкоковским триллером "Игры на дороге", кровавой гомо-зомби-драмой "L.A.Зомби" и фальсифицрованным документальным расселдованием "Гитлер в Голливуде", заманившим в свою мистификацию два десятка звезд европейского кино; и любопатная музыкальная документалка одного из лучших сегодня мастеров жанра, знатока панковской субкультуры Джулиана Темпла -- "Секреты нефтяного города", в которой он рассказывает историю группы Dr.Feelgood (она, кстати, должна дать концерт на закрытии фестиваля). Стоит обратить особое внимание на полную ретроспективу литовца Шарунаса Бартаса, которая пройдет в России впервые и позволит, наконец, нашей продвинутой публике приобщиться к творчеству одного из самых влиятельных режиссеров Восточной Европы.

О других интересных проектах и программах в рамках фестиваля, о его философии и базовых ценностях можно узнать непосредственно у его организаторов.

Полное расписание показов, мастер-классов, вечеринок можно найти на сайте фестиваля.

Полная версия