Москва
13 июля ‘20
Понедельник

Мода и фотография пришли назло врагам

Звезды и гастрабайтеры, Феллини и папарацци, мифические девушки с рекламы шин и идеальная Марлен Дитрих. Открылась VII фотобиеннале «Мода и стиль в фотографии», которая пройдет на 30 художественных площадках Москвы и продлится до конца весны.

Первый фестиваль под названием «Мода и стиль» Московской дом фотографии провел в 1999 году. Сразу после дефолта это выглядело не вполне логичным решением. Но именно как «антикризисная мера», по словам Ольги Свибловой, биеннале «Мода и стиль» и была задумана. 15 лет для современного музея (а Московский дом фотографии в этом году отмечает именно эту дату) -- срок довольно приличный, за эти годы успел случиться еще один кризис. В то время, когда казалось, что с развлечениями надолго покончено, «Мода и стиль - 2009» получилась, как никогда роскошной. Сейчас главным гостем фестиваля стала Италия. Свиблова заметила, что бюджет на итальянскую культуру после кризиса был урезан на 80%, так что снова торжество красоты и искусства устроено «назло врагам».

Италия в фокусе

Итальянская фотография далеко не так широко известна, как, скажем, французская. Теперь же в Москве можно будет узнать ее славное прошлое (а о том, что оно было, говорит хотя бы тот факт, что это родина папарацци) и познакомиться с настоящим. За современное искусство Италии отвечает семья Котронео -- пара энтузиастов, чья личная коллекция побывала в лучших музеях и галереях Европы. В Москву они привезли лишь небольшую, но представительную ее часть, работы совсем молодых и очень именитых фотографов: Микеланджело Пистолетто, Миммо Йодиче, Фердинандо Шанна.

В прошлое отправляет масштабное собрание «Итальянский реализм. Фотография 1945-1975 гг. из коллекции Паоло Морелло». А в целом итальянский дух прекрасно передает, конечно, умопомрачительный «Феллини. Гранд-парад». Выставка открылась еще в конце февраля, но и нескольких месяцев не хватит на это захватывающее путешествие. Фотографии, рисунки, эскизы, отрывки из фильмов и страницы интимной «Книги сновидений», куда режиссер записывал свои сны, вырезки из газет и любительские фото поклонников -- складываются в какой-то бесконечный карнавал, безумное шапито имении итальянского гения.

Как продолжение истории Феллини можно расценивать ретроспективу «Тацио Секкьяроли. Первый папарацци». В 50-е годы Рим называли «Голливудом-на-Тибре» потому, что американские киношники полюбили снимать там свои фильмы. У итальянских фотографов появилась возможность выслеживать многочисленных звезд и старлеток в окрестных кафе и ловить удачный момент: пьяный скандал, незнакомый спутник или неожиданных стриптиз. Вот именно после такого дерзкого танца с раздеванием одной начинающей актрисы, заснятого Секкьяроли и опубликованного на первых полосах газет, Феллини пригласил фотографа в кафе и нарисовал, как водится, на салфетке идею «Сладкой жизни». Тацио не только стал прототипом Папараццо, но и сделал серию гениальных снимков со съемочной площадки.

Люди света и полумрака

Вторая тема нынешнего фестиваля звучит так: «Люди в свете». И имеет двойное значение: с одной стороны, это звезды, герои своего времени. Самые яркие примеры: «Фотоальбом Мика Джаггера» или «Посвящение Марлен Дитрих», уникальный случай, когда все фотографии выставки отобраны самой моделью, ведь известно, как тщательно актриса следила за своим образом. Один из самых главных французских фотографов Люсьен Клерг, который позже стал обладателем этой коллекции, вспоминал, что когда он бывал в квартире Дитрих, не мог сделать ни одной фотографии -- весь дом был завешан зеркалами.

С другой стороны, «Люди в свете» -- это те персонажи, которые, как правило, не попадают в объектив фотографов, снимающих про моду и стиль. Например, «Гастарбайтеры» из проекта Сергея Чиликова или «приезжие» из дипломной работы Ани Жуковой «Переезд». В этом году впервые очень громко выступило поколение не просто молодых, а совсем юных авторов, выпускников или даже студентов фотошкол. Причем, по словам Ольги Свибловой, почему-то особенно отличилась девушки. Скажем, Апполинария Броше, которой сейчас 16, а она уже несколько лет как блистает в дизайне (проект «Осторожно»).

Возможно, эти юные леди потеснят с пьедестала прежних вундеркиндов и даже Дашу Ястребову, чья персональная выставка под названием «Солянка» пройдет в рамках фестиваля. Опять же люди в свете, как не крути.

Чтобы молодежи задать правильные ориентиры, специальным гостем фестиваля был выбран Юрген Теллер, знаменитый немецкий фэшн-фотограф. Его персональная выставка называется «Тексты и образы». Однажды Теллеру, известному тем, что он умеет выставить модель в самом неожиданном свете, предложили вести колонку в популярном немецком журнале Zeit. Каждый раз это был один снимок и рассказ о том, каким образом он появился. Участниками «Путешествия» (так называется цикл в журнале) становились звездные герои, члены семьи фотографа, случайные прохожие или даже воспоминания. Теперь кадры и рассказы добрались до биеннале.

Это даже не творческая мастерская художника, имеющего репутацию брутального и даже жестокого, а его интимный дневник, где раскрывается сама суть фотографии -- вырвать из повседневной жизни момент, который сделает человека важным, отчетливым, будь то жизнерадостный младенец в ванной или курящий художник Дэвид Хокни.

Подробное расписание фестиваля «Мода и стиль в фотографии» ищите на сайте МДФ.

Читайте нас в Дзене
Подписаться
Полная версия