Top.Mail.Ru
Москва
25 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Джон Траволта открыл личико

В прокат выходит «Из Парижа с любовью» -- неполиткорректный и несмешной комический боевик от создателя «Заложницы» с главным горячим блюдом в виде бритой физиономии Джона Траволты.

Молодой сотрудник американского посольства в Париже Джеймс Риз с настолько гротескными усами, что только за них у него неплохо бы проверять прописку на каждом углу (так в Москве мог бы привлекать внимание милиции гражданин в сатиновых шароварах и картузе), подхалтуривает агентом ЦРУ. Но, как и подобает всякому агенту, мечтает стать суперагентом -- приклеивать жвачкой микрофоны в министерских кабинетах, будто он мальчик, ему уже надоело. В качестве образца для подражания в Париж прибывает с особой миссией дикий мужчина Чарли, чья брутальная лысина, «арафатка» и серьги тоже доказывают, что в наше время настоящему разведчику следует не давать бесцветного Штирлица, норовя слиться с толпой, а наоборот.

Первое время Риз обретается при новом компаньоне на скромных правах наемного шофера, дело которого крутить баранку от явки к явке и не брать в голову, отчего по адресам, где им случается бывать, Чарли оставляет за собой так много трупов. В этом непонимании Риз не одинок, поскольку авторы фильма, например, тоже подобными вопросами ни себя, ни зрителя не озадачивают.

Цыпленок жареный

В советских сказках про колхозную живность в бестолковой стае желторотых комочков всегда находится особенно раздумчивый цыпленок, который первым догадывается, что из прутиков можно сделать плот, и становится лидером, в перспективе готовым потоптать кого угодно. В многочисленном семействе сценаристов, режиссеров и операторов, обретающихся под крылом Люка Бессона (который действительно немного похож на наседку, пусть и бородатую), такой цыпленок -- Пьер Морель. Начав на бессоновской кинофабрике по поточному производству «Такси», «Багровых рек» и «Перевозчиков» подмастерьем и дебютировав в режиссуре «13-м районом», в 2008-м Морель снял «Заложницу». Картина собрала прекрасную кассу в Европе и США и была тепло принята критиками, поскольку выгодно выделялась на общем фоне французских боевиков как минимум осмысленностью, сконцентрированной, впрочем, главным образом в глазах замечательного артиста Лиама Нисона.

Боевик «Из Парижа с любовью» сделан ровно по тем же лекалам, и в этом чувствуется подкупающий рыночный прагматизм, когда люди на волне успеха бросаются ковать железо, где горячо, тиражируя оказавшийся ходовым товар. Берем Париж в качестве самой киногеничной из всех существующих натур. Забрасываем туда буйного интуриста (пригласив знакового актера, который в данный момент не пребывает в зените славы, но и не подумывает, а не сняться ли ему у российского кинорежиссера Олега Степченко). Вооружаем до зубов и динамично водим туда-сюда по достопримечательностям, позволяя вволю крошить оппонентов, которые без чрезмерного реализма подсовываются под прицел, как зайцы на VIP-охоте.

Юмор в парандже

Причем зайцы с балабановской посконной простотой времен «Брата» подбираются сугубо характерные, с темными пятнышками. В «Заложнице» это были сплошь албанцы. В новой картине, где выполняются две миротворческие миссии, сначала истребляют китайцев («Сколько их там еще?» -- «По описи -- миллиард»), а потом пакистанцев. Ближе к финалу наглядно раскрывается активно обсуждаемая сегодня в новостях тема, носить или не носить французским мусульманкам паранджу. Как и правительство, создатели фильма полагают, что лучше все-таки не носить -- потому что, когда в одном месте собирается несколько задрапированных на восточный манер женщин, не очень понятно, в кого стрелять, а в кого -- нет.

В «Заложнице» кардинальное решение геополитических вопросов отчасти оправдывалось тем, что перед нами драма, и солидарность с героем гарантировало сочувствие. Создатели «Из Парижа с любовью», где национальные диаспоры прореживаются не из мести, а в порядке приключения ради приключения, призывают зрителя не быть моралистом и букой на том основании, что это все более или менее комедия. Юмор, в частности, в том, что Траволта проносит через таможню пистолет в банках из-под энергетика, а Джонатан Рис Майерс обнимается с китайской вазой, наполненной кокаином, к которой под руководством старшего товарища тревожно принюхивается. Это смешно ровно настолько, насколько вообще смешон человек с банками или человек с вазой (то есть надолго не хватает). Присутствует одна умеренно остроумная шутка про рояль с сыром, навеянная известным фильмом Квентина Тарантино, -- с другой стороны, все-таки очень странно было бы не вспомнить ее, импортировав Джона Траволту во Францию.

В очевидный плюс картине можно поставить динамику, ну так и простодушнейшее «Такси-4» смотрится на одном дыхании, ничего при этом не предлагая, так сказать, ни уму ни сердцу. В «Заложнице» Пьер Морель имел неосторожность показать, что конвейерный французский боевик умеет быть не только шустрым, но и художественным. Новая лента эту иллюзию развеивает, однако любопытно будет взглянуть, какова окажется «Дюна», чисто американский проект, поставленный Морелем уже не под опекой давшего ему путевку в профессию чересчур жизнелюбивого продюсера.

Полная версия