Москва
15 ноября ‘19
Пятница

МНЕНИЯ INFOX.RU

Алена Август
Бизнес-тренер, политтехнолог, журналист

Поездом по реке

В «Завидово» прошел 7-й туристический форум «Реки России»

Туризм — штука многогранная. Это ж не только «рюкзак на плечи и пошел», но и поплыл, как выяснилось, и полетел, и, что важно, заработал денег для региона и страны. Туристическая отрасль давно для многих стран стала мощным источником пополнения бюджета и возможности заработать для разного рода малых и крупных бизнесов. А также — мощным инструментом продвижения имиджа страны в мире. Но в России с этим пока не все хорошо.

Что признает и руководитель Федерального агентства по туризму Зарина Догузова — та самая загадочная Догузова, чье назначение многим показалось неожиданным.

Общий диагноз из уст теперь уже «главной по туризму всея Руси»: «У нас не было и все еще нет полноценной единой стратегии продвижения страны». По ее словам, многим это и в голову не приходило, а вот удачно подвернувшийся прошлогодний Чемпионат мира по футболу показал, как много значит туризм.

Странно, конечно, слышать такое, когда несколько лет кряду регионы только и твердят о туристических брендах и продвижении регионов на их основе. Минэк даже командирует в регионы своих «эмиссаров» для проведения стратегических сессий на сей предмет. Да и политтехнологи с пиарщиками и коммуникаторами изо всех сил твердят — туризм не только путешествия, это системная коммуникация.

Догузова и не спорит: «Надо уметь так рассказать про страну, чтобы туда обязательно захотелось поехать». И добавляет: «Хочется сделать страну открытой для самих россиян. Чтобы как можно больше россиян захотели поехать по собственной стране».

Сейчас ведомство проанализировало работу стран, которые успешны в части туризма, и было решено взять на вооружение некоторые приемы.

К примеру, в планах ведомства совместно с Минэкономразвития создать Центр маркетинговых компетенций в России, где и будут прорабатываться стратегии. Правда, под Ростуризмом долгие годы уже работал ФГУП «Маркетинговый центр», но он практически не осуществлял деятельности, это предприятие постепенно будет ликвидировано, а новое начнет работать в формате АНО. Только вот заместителя под это направление Догузовой еще не подобрали, как она призналась.

«Про наши регионы и в нашей стране, и за рубежом не знают. При этом страны тратят на свой маркетинг огромные деньги. Например, в Японии на продвижение страны выделяется 17 млрд рублей в год, Испания и Франция тратят по 7 млрд рублей в год, и в итоге у них уровень сервиса инфраструктуры соответствующий. Они уделяют огромное внимание продвижению и позиционированию», — заметила Зарина Догузова.

Сейчас Ростуризм проводит своего рода аудит работы регионов страны в области туризма: оценивается загрузка, гостиничный фонд, инфраструктура, транспортные возможности, сезонность, уже существующие турпотоки, и даже сводки МВД по уровню преступности. Результатом работы должен стать список регионов страны, которые уже готовы к тому, чтобы их продвигать — на внутреннем и зарубежном рынках.

Как — это уже второй вопрос. Думаю, помимо маркетологов, Ростуризму в разработке общей и региональных концепций стоит привлечь к работе и политконсультантов, экспертов по коммуникациям — тем более, что мы видим, как хитро переплетены политика и экономика в области туризма. «Как подать и преподнести» — это и наша специализация.

Пока же не совсем ясно, как будет ехать тот «стремительный поезд, в который мы впрыгнули на ходу», — именно так описала ситуацию Догузова.

В регионах накоплен довольно разнообразный, но не всегда систематизированный опыт проектной работы. На форуме своими наработками вкратце поделился Алексей Никулин, генеральный продюсер проекта «Скайфест» — был представлен пилот промопроекта «Планета «Кострома». Наталья Галкина, руководитель комитета по туризму Московской области, рассказала о подмосковном портале Welcome mosreg и планах региона по привлечению турпотока, в которых огромная роль отведена именно «упаковке и качеству контента». Федеральный проект «Карта гостя» представила Елена Юрченко — проект основан на опыте Европы с city-pass. Турист не только может воспользоваться различными скидками и бонусами, но и построить индивидуальный маршрут путешествия, воспользоваться информацией (как онлайн, так и офлайн) обо всей инфраструктуре места, куда он собирается отправиться.

Теперь важно объединить регионы в единый ресурс — для нашей большой страны эта задача важна, но масштабна. Продвигаться «в одиночку» довольно сложно, что подтвердили и вопросы из зала от реализаторов локальных проектов.

Зарина Догузова подчеркнула, что ведомство планирует активно взаимодействовать с регионами и бизнесом, проводя кросс-маркетинговые акции с авиаперевозчиками, РЖД, системами мобильной связи. Конечно, в этом прекрасном предложении насторожила фраза: «Денег пока нет, но медийная поддержка будет». Впрочем, «денег нет, но...» — уже никого не удивляет.

Конечно, губернатор Тверской области Игорь Руденя, как и все, ожидавший приезд на форум Президента РФ Владимира Путина, не преминул представить, по его словам, прорывной проект развития кластера «Завидово», в инфраструктуру которого уже вложено более 15 млн частных инвестиций, а в ближайшее время предполагаются немалые инвестиции ВЭБа.

В 2018 году кластеру круизного туризма и отдыха «Волжское море» был присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта Тверской области. Проект включен в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» на 2019-2025 годы.

Ключевым объектом кластера станет уникальный туристический транспортно-пересадочный узел (ТПУ) на территории проекта «Завидово», аналогов которому в России нет. ТПУ соединит водные, железнодорожные и автомобильные пути. Предполагается, что среднесуточный поток туристов через ТПУ составит 200 тысяч человек. Ожидается, что порт станет отправной точкой путешествий по Волге, а еще его можно масштабировать по территории России.

Кроме того, в рамках развития кластера планируется большое жилищное строительство, создание конгресс-центра и инфраструктуры для спорта. «Это одна из самых успешных экономических зон рекреационного типа на территории ЦФО. Здесь очень много среднего, малого бизнеса, у нас есть резиденты, которые занимаются авиаперевозками локальными, СПА-комплексами, развитием туристской индустрии», — отметил Руденя.

Важность проекта отметила и зампред Правительства РФ Ольга Голодец: «Такие проекты, являющиеся серьезными прорывными решениями, должны иметь поддержку».

Игорь Щеголев, полномочный представитель президента РФ в Центральном Федеральном округе, оценивая перспективы развития кластера, пошел дальше: «За последние три года водный туризм в Центральной России вырос на 11 процентов, количество туристов, которые воспользовались речным транспортом, выросло многократно. Интерес у граждан большой, да и традиции есть. В «Завидово» мы видим лицо туризма 21 века. А такие форумы, как сегодняшний, помогают наладить диалог между федеральными и региональными властями, бизнесом и представителями туристической сферы».

Впрочем, надо отметить, сам диалог после получения новостей о том, что Путин не приедет на форум, как-то слегка... увял. Ведь понятно, что диалог важен тогда, когда ты ведешь его с лицом, реально принимающим решения. Его и ждали. Но помешала беда. Тоже водная, но ее обсуждать президенту пришлось с Сергеем Шойгу.

Мы рекомендуем

Полная версия