Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

МНЕНИЯ INFOX.RU

Дмитрий  Чариков
Ведущий на канале Медиаметрикс, эксперт в сфере строительства и недвижимости

Владимир Путин напомнил строительным лоббистам о дольщиках

Как известно, старания омбудсмена Бориса Титова, попытавшегося отвести «меч карающий» от российского девелопмента увенчались некоторым успехом.

В итоге вице-премьер Виталий Мутко поручил Минстрою и госкомпании «Дом.рф» рассмотреть вопрос о возможной корректировке сроков перехода застройщиков жилья на проектное финансирование и схему эскроу-счетов. Параллельно девелоперы усилились еще и президентом «Деловой России» Алексеем Репиком, который в рамках вчерашней деловой встречи с Владимиром Путиным не преминул аккуратно ввернуть месседж о необходимости поддержки застройщиков, догадываясь, что идею с «корректировкой сроков» Минстрой и «Дом.рф» скорее всего отринут.

Но давайте не будем забегать вперед, а разберем сложившуюся ситуацию с самого начала. Из школьной программы мы знаем, что если в резервуар поступает воды меньше, чем вытекает, то наполнить его не удастся. Решить поставленную задачу можно только двумя простыми способами. Или увеличить объем заливаемой воды, или заткнуть дырку из которой вытекает жидкость. Впрочем, существует еще и третье решение - плюнуть на все и прекратить лить воду в дырявый бак. Особенно, если он уже превратился в решето. И, похоже, руководство строительной отрасли выбрало именно этот вариант.

И вроде бы здесь все просто, но, тем не менее, некоторые участники строительного рынка до сих пор старательно продолжают делать вид, что не понимают, о чем идет речь. Более того, сравнение строительного бизнеса с каким-то дырявым школьным резервуаром девелоперв озлобляет. Но посудите сами! Если дольщики «раскупили» все квартиры в строящемся доме, а денег на завершение проекта не хватило, то деньги попросту украли. Конечно девелоперы в подобных случаях интенсивно напирают на то обстоятельство, что «не пойман – не вор», но деньги-то где? Куда делись-то? А недавно с подачи проворовавшейся в пух и прах компании «Урбан групп» появился специальный термин - финансовая дыра. И, стало быть, деньги там. Точнее, туда.

Согласитесь, обманутых дольщиков стало в стране уже неприлично много. А станет еще больше – тут и к бабке не ходи! А все дело в том, что в печальную статистику пока еще не попали те строительные проекты, которые считаются до сих пор вполне приличными. Нет, дольщики этих долгостроев уже давно мрачно бродят вокруг закручинившихся строек, помахивая плакатиками на тему «Отдайте наши квартиры, упыри!», «Где наши деньги?» и послушно мерзнут на одиночных пикетах, пока чиновники старательно делают вид, что такие стройки еще вполне себе живенькие.

Чиновников, конечно, понять можно – отчетность портить им не с руки. И мы их понимаем. Только вот куда обманутых дольщиков девать? А помните, как еще недавно подмосковный губернатор рапортовал, что обманутые дольщики тают у него в регионе, как весенний снег и, стало быть, скоро их на вверенной ему территории вообще не останется? Рапортовал, рапортовал и дорапортовался – получил в итоге Урбан-крах с целой армией свежеобманутых. Подвели подмосковные девелоперы своего губернатора.

Иными словами, все эксперименты и попытки заставить девелоперов работать честно успеха не принесли. Со следующего года кран девелоперам перекрывают, от денег их отлучают, а строительную центрифугу останавливают. Теперь деньги дольщиков будут надежно храниться на счетах-эскроу, куда загребущие девелоперские лапки уже не дотянутся. Иными словами, девелоперов вычеркнули из «пищевой цепочки». И чем они будут заниматься с 1 июля следующего года – непонятно. Наверное, массово пойдут в управдомы. Такая неопределенность девелоперов пугает. Но еще больше их пугает, что функцию «кручу-верчу» деньгами дольщиков у них безжалостно отберут. Представляете, как им обидно? И тогда на защиту девелоперов поднялся Борис Титов. Омбудсмен! Или, проще говоря, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. И, стало быть, вышеупомянутых девелоперов.

Аргументация «девелоперского сообщества» многих позабавила. Дескать, строить девелоперам на банковские деньги будет дорого и, стало быть, цены на жилье взлетят. «Банковские клерки» ничего не понимают в строительстве и пусть не разевают роток на чужой каравай! А еще от перехода на систему жесткого контроля денег дольщиков многие девелоперы сразу же разорятся, а показатели по вводу жилья резко упадут. И, наконец, только «нецелевое расходование денежных средств» позволяет деловеперам заботливо достраивать чужие проблемные объекты и спасать обманутых дольщиков. Вот такие доводы. Получается так, что долой эскроу-счета, проектное финансирование, банковский контроль, оставьте все как было и не трожьте святое? Однако, красиво сформулировали.

А теперь давайте рассмотрим эти аргументы более внимательно. Во-первых, девелоперы ничего не строят. И никогда не строили. Строят строители. А еще в этом процессе участвуют застройщики, техзаказчики, проектировщики, подрядчики, банки и другие полезные участники. Включая тех же дольщиков. Строго говоря, девелоперов в российском правовом поле долевого строительства вообще не существует и, стало быть, никакой ответственности они не несут и ни за что не отвечают. Спросите, зачем же они тогда нужны? А затем, что российский девелопмент давно уже превратился в альтернативный финансовый институт, распределяющий по своему усмотрению денежные потоки граждан, вступающих в долевое строительство. Согласитесь, кто-то же должен «рулить деньгами»?! И особенно, когда эти потоки миллиардные! Вот они и рулят – без рулевых в таком деле никак.

Дольщики, конечно, в чужие карманы не заглядывают, радея больше за свои, но искренне недоумевают, куда же все-таки деваются их деньги в процессе «руления». И почему до стройплощадок доходит только малая толика от того, что они согласились сдать за квартиру девелоперу, излучающему в этот торжественный момент потоки елея. Как показал аудит того же «Урбан групп», треть дольщицких денег весело шла на содержание самого девелопера, треть рачительно экспортировалась в «дыру», а в строительство направлялось только то, что осталось. И даже, если и исключить «дыру», то содержание «рулевого» все-равно влетает дольщикам «в копеечку». Так, что первая «страшилка» сразу рассыпается, как карточный домик - с ценообразованием вполне можно поработать, сократив девелоперские аппетиты. Но, понятное дело, такое решение последним не больно-то нравится.

Второй «аргумент» даже и обсуждать не хочется – во всех странах банки худо-бедно, но умеют контролировать строительные деньги, научились. Научатся и наши. А девелоперского контроля обманутые дольщики уже хлебнули сполна, хватит, пора и честь знать!

А вот с третьим аргументом трудно не согласиться. Действительно, многие застройщики разорятся. А некоторых даже уведут на отсидку. Но это, если воровать деньги. Или, пардон, расходовать их нецелевым способом. Смеем предположить, что вирусом нецелевого расходования инфицированы почти все игроки рынка. Да и пресловутые «дыры» имеются в той или иной степени тоже у очень многих. Но поговаривают еще, что где-то существует и честный способ ведения бизнеса. Без дыр. И вполне успешный. Почему бы не попробовать? Так, что все вопросы и претензии девелоперы пусть адресуют к своему менеджменту – нечего на зеркало пенять! Таким образом, задача, поставленная Президентом страны перед участниками стройотрасли, вполне выполнима.

Ну и, наконец, про обманутых дольщиков. Случаев, когда застройщики достраивали чужие объекты, настолько мало, что общей «картины маслом» они не меняют. Во-первых, никто не будет достраивать себе в убыток. Во-вторых, существует немало случаев, когда новый застройщик заходил на проблемный объект, но строительство через какое-то время опять прокисало. Или вообще не начиналось. Тот же «Урбан групп» всегда любил активно выступить спасителем чужих обманутых дольщиков. Правда, спасение во всех случаях ограничивалось только бодрыми пресс-релизами о спасении и более ярким сиянием нимба над головами отцов-основателей компании, стремительно покинувших страну, накануне краха своего детища. А, в-третьих, дольщики, оплатившие стоимость вполне конкретной квартиры, вряд ли будут в восторге от того, что их деньги направят куда-то на чье-то «спасение», а не туда, что оплачено по договору долевого участия. Да еще и без спроса! Помочь одним, украв у других – сомнительная схема. Не она ли как раз явилась причиной всех бед строительной отрасли?

Согласитесь, позиция Алексея Репика оказалась очень грамотной. Действительно, просить о господдержке застройщиков, щадящих кредитах для них и о дальнейшем снижении административных барьеров – это гораздо более здравые аргументы, чем какая-то сомнительная «корректировка срока». Что даст такая отсрочка? И не удивительно, что Борис Титов тоже предпочел в своей риторике переместить акцент с «необходимости корректировки» и «банковских клерков, ничего не понимающих в строительстве» на стимуляцию застройщиков, отметив, что «строительная отрасль обладает очень высоким мультипликативным эффектом, многие страны резко ускоряли экономическое развитие, стимулируя именно эту отрасль». Правда, сделав упор на отраслевые интересы, оба спикера запамятовали о дольщиках. А, ведь, именно с них началась вся эта «заварушка». Точнее, с дольщиков обманутых. Впрочем, Президент страны напомнил - у него-то память очень хорошая.

«Нам нужно добиться того, чтобы у нас не было серьёзных сбоев в объёмах строительства – это задача номер один. В то же время нам нужно обеспечить безусловные интересы граждан, которые не должны страдать от различных схем или даже от отсутствия таковых, от того, с чем связаны риски долевого строительства. Нам нужно от этого уходить и переходить, безусловно, к современным рыночным способам регулирования в этой сфере», - сказал Владимир Путин.

Полная версия