Top.Mail.Ru
Москва
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

МНЕНИЯ INFOX.RU

Елена Есина
эксперт по экологическим правам Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, к.э.н.

Кризис экологического жанра: в России господствуют механизмы сдерживания собственного развития

В современной России о кризисных явлениях в экономике и политике (к сожалению, экология стала одним из главных элементов политики) открыто заявляет не только ряд «особо продвинутых» чиновников. Об этом говорит между собой и немалое число рядовых граждан.

В июле 2016 года Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам, продемонстрировал, что высшее руководство страны собирается предложить обществу долгосрочные и амбициозные  цели и стратегии по их достижению. Глава государства призвал тогда к прагматизму и реализму: «Нам нужные не размытые, не понятные даже специалистам критерии развития, а ясные и четкие понятия того, что мы должны сделать, к чему прийти и какие задачи мы должны решать».

Установка более чем недвусмысленная! Но как этого добиваются чиновники профильного эковедомста? Или опять принципы советской партократии в действии: выдавать желаемое за действительное? Давайте разбираться.

Господин Керимов на панельной сессии «Экономика замкнутого цикла: российская модель и зарубежный опыт» заявил, что в экологическом законодательстве России уже заложены принципы экономики замкнутого цикла: переход к ней в ближайшие годы неизбежен. Сказать, не значит сделать.

Постулат первый. «Внедрение «зеленых» технологий, использование принципа циркулярной экономики ведет к модернизации производств, что в свою очередь снижает негативное воздействие на компоненты природной среды».

В июле 2014 года принят Федеральный закон о переходе на принципы наилучших доступных технологий (от 21.07.2014 №219 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), который был представлен как новый шаг в регулировании воздействия производственных объектов на окружающую среду на основе технологических показателей НДТ.

Прошедшие 5 лет подготовки к реализации принятого закона, основные положения которого вступают в силу в 2019-2020 годах, показали, что перспективы этого перехода и сама суть вступающих в силу изменений становятся все менее очевидны. За полгода до вступления норм закона в силу состояние массива подзаконных актов, формирующих облик нового природоохранного законодательства не позволяет ни одному из действующих предприятий начать подготовку к подаче заявки на получение комплексного экологического разрешения.

До настоящего момента не определен состав до 300 предприятий – крупнейших загрязнителей, которые согласно принятому закону в течение трех лет с даты его вступления в силу должны начать подготовку заявки на комплексное экологическое разрешение. Проект правил выдачи комплексного экологического разрешения наглядно иллюстрирует склонность регулятора к усложнению и сохранению пороков действующей системы природоохранного нормирования.

Вместо простого установления нормативов на основании сопоставления данных о фактических эмиссиях предприятия и показателей, определенных в справочниках по НДТ, природопользователям предлагается произвести сложные расчеты, и, в конечном счете, установить не обусловленный технологией норматив эмиссии «на конце трубы», а абстрактное ограничение, увязанное с зачастую недостижимыми показателями предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе или водных объектах (санитарно-гигиеническими и/или рыбохозяйственными ПДК).

Постулат второй. «Прямое отношение к экономике замкнутого цикла имеют изменения в экологическом законодательстве, связанные с созданием современной отрасли переработки отходов».

Внутренние противоречия природоохранного законодательства и отсутствие увязки реализуемой реформы со смежными сферами регулирования не позволяют сократить административную нагрузку на предприятия, высвободить финансовые средства, необходимые для реализации программ повышения экологической эффективности, и создать стимулы для ускоренной модернизации промышленности.

Вот, например, «средства экосбора возвращаются в регионы на создание мощностей по переработке отходов». В СЗФО создана и внедрена уникальная технология по переработке шин с получением 4 продуктов, но она не нужна чиновникам экологического толка. Денег субъекты не выделяют на внедрение таких технологий. Почему? Да, потому, что на федеральном уровне РПН есть лобби переработчиков шин в крошку.

Активное лоббирование мусоросжигательных заводов – это тоже сегмент экономики замкнутого цикла?

В текущих условиях едва ли можно говорить о каких-либо мерах, которые позволили бы в течение короткого периода времени решить накопленные проблемы. В связи с этим основной задачей природоохранного органа должно стать обеспечение максимальной преемственности с действующей разрешительной системой и построение правоприменительной практики, которая не ухудшала бы положение регулируемых субъектов.

Полная версия