Top.Mail.Ru
Москва
25 апреля ‘24
Четверг
Навигация

МНЕНИЯ INFOX.RU

Никита Исаев
руководитель Института актуальной экономики

Бывает ли дым без огня

Сибирь горит. Социальные сети тоже горят по этому поводу. Но есть разница – сибирская тайга горит примерно так же, как она горит практически всегда в это время года.

А вот социальные сети из сибирских лесных пожаров раздули такое яркое пламя, какого этап тема никогда не вызывала. Как будто кто-то специально подбрасывает дровишки. Впрочем, почему «как будто»?

Чтобы разобраться, имеет смысл перейти к фактам и статистике. Пожарами охвачено примерно три миллиона гектаров, преимущественно в Якутии, Красноярском крае, Новосибирской и Иркутской области. Это много или мало? Для Подмосковья это фантастические цифры, наводящие на мысли об экологической катастрофе небывалых масштабов и вообще о конце света. Для Сибири это, конечно, тоже не капля в море и чрезвычайная ситуация, но не более.

Если брать по площадям, горит примерно так же, как горело в прошлом и позапрошлом году. В 16-м году пожары были масштабнее. Самыми большими они были в 2012-м, когда пожары охватили не три, а целых десять миллионов гектаров. А что же соцсети? Я понимаю, что жестоко заставлять людей вспоминать, что они читали в соцсетях о лесных пожарах в недавние годы, не говоря уже о 2012-м. Но поверьте на слово — читали несравнимо меньше. Потому что несравнимо меньше писали.

Меньше было не только раздувание масштабов, но и муссирование конспирологических версий. Сводятся они примерно к одному — злые чиновники подожгли три миллиона гектаров тайги, чтобы скрыть от московской либеральной публики и обывателя масштабы вырубок и контрабандного экспорта сибирского леса в Китай. Остается открытым вопрос, что в таком случае горит, если на месте огромных варварских вырубок по идее должны оставаться один пеньки, но когда у сетевой публики по какому-то поводу серьезно пригорает, ей становится не до анализа правдоподобия и логической стройности версий. Не рефлексируйте, а распространяйте! — как уже было завещано в свое время.

Всплеск массового интереса и привлечение общественного внимания к какой-либо проблеме не может иметь только положительные или только отрицательные последствия. К тому же не следует забывать, что, привлекая к чему-то внимание, отвлекают внимание от чего-то другого. Даже если широкая информационная кампания кем-то конкретно инспирирована и против кого-то конкретно направлена, «побочные эффекты» запросто могут перекрыть намеченные цели. И проблема сибирских лесных пожаров, к которой ни в коем случает нельзя относиться с равнодушием и фатализмом, явно из этой серии.

Лес — это, кроме всего прочего, огромный бизнес. Особенно в нашей лесной стране. При этом — довольно непрозрачный, тайга умеет хранить свои тайны. И завязано на этот бизнес огромное количество интересов и интересантов. В этом тоже следует отдавать себе отчет, если не хочешь заблудиться в трех соснах сетевых информационных кампаний. Чтобы разобраться в проблеме, имеющей комплексный характер, подходить к ее решению тоже нужно комплексно. Я уже примерно представляю, кому и зачем выгодно качать ситуацию, распространять мифы и страшилки, а кому на руку замалчивание проблемы и лакировка действительности. Но чтобы пазл окончательно сложился, необходимо увидеть все не только издалека и сверху, но также вблизи и изнутри.

Поэтому на следующей неделе я отправляюсь в Новосибирск и Красноярск. В Новосибирске планирую быть уже в понедельник. Пообщаюсь с простыми людьми и государственными чиновниками, соберу материал, поснимаю репортажи и обязательно ознакомлю вас со своими впечатлениями. А разбираться будем вместе.

Полная версия