Top.Mail.Ru
Москва
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

МНЕНИЯ INFOX.RU

Марат Муртазин
Ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН имени Примакова

США и Россия усиливают соперничество в Сирии

Соперничество США и России в Сирии прошло несколько этапов с начала войны в этой стране. Теперь оно входит в новый вираж, главной темой которого становится борьба за нефтяные богатства этой страны.

Совершенно очевидно, что нефтяной вопрос является основным в геополитической борьбе на Ближнем Востоке уже почти сто лет, и «арабская весна» разгорелась не только и не столько потому, что народы этих стран были недовольны своими правителями.  Еще в 2006 г. подполковник американской армии Ральф Петерс, участвовавший в операции по вторжению Ирак, опубликовал  статью  «Кровавые границы. Как мог бы лучше выглядеть Ближний Восток»  и предложил перекроить границы государств Ближнего и Среднего Востока по новым этническим и религиозным границам. В американских военных учебных заведениях карты, составленные Петерсом, использовались в качестве учебного материала. В конечном итоге, его теория получила широкое распространение под названием Новый Ближний Восток.

Главная цель, которую преследует этот план, заключается в установлении контроля США  в первую очередь над транспортировкой углеводородов, и уже во вторую над добычей нефти и газа и других полезных ископаемых. Причем достижение этих экономических целей США обеспечивают не экономическими методами, а используют национальные и этноконфессиональные проблемы, существующие в наиболее болезненных точках, каковой стала с 2011 года и Сирия.

Однако в  октябре 2015 г. все американские ближневосточные  карты были смешаны участием российских вооруженных сил в этом военном конфликте на стороне законного президента Башара Асада. До этого момента американские вооруженные силы во главе международной коалиции не очень успешно вели войну против Исламского Государства (ИГ, запрещено в РФ) на территории Ирака и считали, что гражданская война в Сирии рано или поздно сама приведет к падению Асада и развалу страны на мелкие части. В новых условиях у американцев  возникла необходимость обозначить свое военное присутствие непосредственно в Сирии. Поддержав курдские вооруженные формирования в Сирии, американская армия летом  2016 г. разместила в провинции Хасеке свои наземные войска, численность которых достигла более 2 000 военнослужащих. Совершенно очевидно, что эти войска не принимают участия в военных действиях, а обозначают претензии США на часть сирийской территории, богатой нефтью и стратегически важной  для транспортировки углеводородов.

Главным регионом соперничества  США и России становится провинция Дейр аз-Зор, расположенная на востоке страны и занимающая 17% территории. Добыча нефти в этой провинции и ее контрабандная реализация позволили ИГ заработать огромные средства в виде миллиардов долларов.  Теперь после рагрома ИГ встает вопрос, кто будет контролировать это сирийское  «нефтехранилище» в дальнейшем, поскольку цели США по свержению Асада или разделу Сирии остаются вполне актуальными. Несмотря на это сирийская правительственная армия с сентября продолжает активно продвигаться в направлении Дейр аз-Зора, нанося поражение проамериканским Сирийским Демократическим силам (СДС), представленным в основном курдскими отрядами народной самообороны.   

В последние дни американская авиация  наносила удары по позициям сирийского ополчения в этой провинции, что привело к гибели более ста сирийских военнослужащих.   По сообщению агентства «Рейтерз», эти американские налеты были совершены в ответ на  обстрелы сирийской правительственной армии   позиций СДС на «территории, освобожденной ими от ИГ».

Со своей стороны Министерство обороны РФ заявило, что   «истинной целью продолжения незаконного нахождения сил США на территории Сирии является уже не борьба с международной террористической группировкой ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), а захват и удержание под своим контролем экономических активов, принадлежащих только Сирийской Арабской Республике». Доказательством этому служит и то, что американская сторона подтверждает свои претензии по контролю над нефтеперерабатывающими объектами в этой провинции.  На фоне этого обострения ситуации в Сирии представитель МИД  М.Захарова сказала: «Серьезным вызовом продвижению к миру в Сирии и сохранению ее единства и территориальной целостности остается незаконное вооруженное присутствие США на территории Сирии». Совершенно очевидно, что границы так называемой «зоны безопасности», которую пытаются закрепить за собой США на территории Сирии, определяются их стратегической целью, направленной на господство над большей частью нефтегазовых запасов этой страны, в то время как Россия, поддерживая Башара Асада, стремится к сохранению территориального единства Сирии и сохранению своего присутствия в регионе Ближнего Востока.

 

Полная версия