Москва
22 мая ‘19
Среда

МНЕНИЯ INFOX.RU

Владимир Добрынин

«Аэрофлот» и «дочки»: 87 авиапроисшествий за три года

Авиаинциденты, к сожалению, не такое уж редкое явление, если не относить к числу происшествий только случаи, связанные с крушением летательных аппаратов и наличием жертв в них.

Авиация — отрасль, где каждое отклонение от нормы считается ЧП: выкатывание за полосу, вынужденная посадка, даже произведенная в штатном режиме, повреждения, причиняемые бортам при буксировке по аэродрому, ложное срабатывание датчиков, попадание молнии и многое другое регистрируется в соответствующих документах.

Чаще всего пассажиры даже и не узнают о том, что в полете им угрожала опасность. По зафиксированным фактам обязательно проводится расследование (хотя не всегда возбуждается уголовное дело). Чем крупнее компания, тем большее количество транспортных единиц она эксплуатирует и, естественно, тем большей статистикой авиапроисшествий она обладает.

За последние три полных года и начавшийся 2019 (по 6 мая включительно) в «Аэрофлоте» и его «дочках» — «Авроре», «Победе» и «России» зафиксировано 99 происшествий. По годам расклад такой: 2016 — 33 инцидента, 2017 — 23, 2018 — 31, 2019 (с 1 января по 5 мая) — 12. Названные компании эксплуатируют следующие виды самолетов: Boeing, Airbus, Bombardier DASH, SSJ-100 и Ту-204. Согласно статистике, наиболее часто нештатные ситуации случаются с Airbus (41 эпизод), Boeing (29). Bombardier DASH и SSJ значительно отстают по аварийности — 17 и 11 случаев соответственно. С участием «Ту — 204» зафиксировано всего одно авиапроисшествие.

В целом за указанное время, с лайнерами, используемыми «Аэрофлотом» произошло 60 нештатных ситуаций — главным образом это срабатывание аварийной сигнализации, сообщающей о нерегламентированно работающих системах. Согласно статистическим данным, почти каждый второй случай подачи сигнала тревоги на приборную доску — ложный. Однако с этим разбираются техники уже на земле: командиры воздушных судов как правило принимают решение вернуться в аэропорт вылета или запрашивают посадку в ближайшем по пути следования а/п.

Шесть нештатных ситуаций возникло из-за проблем с двигателями (дважды — из-за попадания в них птиц при наборе высоты или приземлении). 19 мая 2018 года Boeing 737-800 авиакомпании «Победа», выполнявший рейс по маршруту: Москва—Астрахань вынужден был возвратиться в аэропорт вылета по причине остановки одного из двигателей. Никто из 160 пассажиров не пострадал.

14 августа 2018 г. самолет Boeing 747-400 авиакомпании «Россия», выполнявший чартерный рейс по маршруту: «Ларнака — Москва» совершил посадку в аэропорту назначения с отказавшим двигателем. По предварительной информации в полете возникли неполадки в одном из двигателей, в связи с чем экипаж его выключил и продолжил полет в пункт назначения на трех двигателях. Посадка в аэропорту Внуково прошла в штатном режиме. На борту находились более 500 человек; никто не пострадал.

4 ноября 2018 г. самолет Airbus A330-300 авиакомпании «Аэрофлот», выполнявший рейс по маршруту: «Москва — Петропавловск-Камчатский», совершил благополучную посадку в аэропорту назначения. Однако во время послеполетного осмотра на фюзеляже и крыле были обнаружены следы от столкновения с птицами. Воздушное судно от полетов временно отстранено. По предварительной информации во время взлета в аэропорту Шереметьево самолет столкнулся со стаей птиц.

Бывали и случаи, которые в быту можно было бы назвать курьезными, но в авиации места шуткам нет. Например, 9 апреля 2019 г. самолет Boeing 737-800 авиакомпании «Победа», выполнявший рейс по маршруту: «Москва — Петрозаводск» был вынужден уйти на второй круг. По предварительной информации во время захода на посадку на ВПП появилась собака. Экипаж принял решение об уходе на второй круг и совершил благополучную посадку после того как собаку удалили с ВПП.

29 марта 2016 г. самолет Airbus A320-200 авиакомпании «Аэрофлот», выполнявший рейс по маршруту: «Санкт Петербург — Москва» был вынужден прервать взлет. По предварительной информации во время начала разбега на взлет экипаж получил команду прервать взлет в связи с появлением инородного объекта на ВПП. Экипаж прервал разбег на скорости около 110 км/час, освободил ВПП и возвратился на перрон остудить тормоза. На борту находились 124 пассажира; никто не пострадал. 24 пассажира отказались от дальнейшего полета и высадились из самолета по причинам суеверия. Позже наземные службы аэропорта «Пулково» сообщили, что причиной инцидента стала метка на локаторе обзора летного поля, обнаруженная диспетчером организации воздушного движения и давшим экипажу команду на прекращения взлета. После осмотра ВПП и прилегающих территорий было установлено, что метка на локаторе была ложной.

10 июня 2016 г. самолет Airbus A-330 авиакомпании «Аэрофлот», выполнявший рейс по маршруту Южно-Сахалинск — Москва, был вынужден совершить вынужденную посадку в аэропорту «Кольцово» (Екатеринбург) в связи с угрозой здоровью и жизни экипажа. По предварительной информации причиной инцидента стало поведение одного из пассажиров, нарушавшего общественный порядок на борту и выражавшегося нецензурной бранью на бортпроводников и на пассажиров. После передачи дебошира сотрудникам полиции самолет продолжил рейс.

Из 99 инцидентов за названный период катастрофой могут считаться два. Первое ЧП, в результате которого пострадал человек, зарегистрировано 28 марта 2018 г. Самолет Airbus A319-100 авиакомпании «Россия», выполнявший рейс по маршруту «Лондон-Санкт Петербург» в результате инцидента был вынужден возвратиться на стоянку. По предварительной информации во время буксировки воздушного судна к ВПП под колесо шасси попал сотрудник наземной службы аэропорта Гатвик. Человек получил серьезные травмы. В результате спасательной операции ВС получило повреждения.

Вторая катастрофа, в результате которой пострадали люди, была зарегистрирована вчера в Шереметьево.

В целом за период с 1 января 2016 года по 6 мая 2019 с воздушными судами (самолетами и вертолетами) различных российских авиакомпаний произошло 537 авиаинцидентов, о чем свидетельствуют записи сайта www.audit-center.biz. Общее количество воздушных судов, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями, по данным РБК, составляет 582 единицы. Из них на «Аэрофлот» и три его «дочки» приходится 347 ВС. Простой арифметический подсчет показывает: при том, что группа «Аэрофлота» оперирует 59,2% всего самолетного парка РФ, на него приходится лишь 18,4% всех авиапроисшествий.

Таким образом, «Аэрофлот» и его дочерние компании следует признать одним из самых надежных авиаперевозчиков России. И в мировом масштабе ведущее авиапредприятие РФ — одно из самых безопасных в плане выполнения полетов. За последние 30 лет (1988 — 2018) с участием ВС «Аэрофлота» и трех его дочерних компаний произошло 16 тяжелых аварий (то есть, с жертвами и пострадавшими, доставленными в больницы). Для сравнения: KLM — 21, Iberia — 22, Air India — 23, EasyJet — 24, Emirates — 27, Japan Airlines — 28, Turkish Airlines — 29, Air Canada — 32, Scandinavian Airlines — SAS — 33, Lufthansa — 39, Ryanair — 42, British Airways — 54, United Airlines — 58, Air France — 60, American Airlines — 75, Delta — 85.

Мы рекомендуем

Полная версия