Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

«Политика Лукашенко – геополитическое мародерство»

Больше месяца прошло с окончания российско-белорусских учений Запад-2017. Им предшествовала медийная истерия в западных СМИ о том, что российские войска останутся в республике Беларусь, а после учений чуть ли не сразу нападут на соседние страны Прибалтики. Александр Горбачев выяснил, насколько оправданы были опасения западных «партнеров» и как сейчас обстоят дела с нашим союзником у политолога, заместителя декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрея Суздальцева.

Российско-белорусские учения «Запад 2017» - это регулярные учения. До этого были «Запад-2015» и так далее. Обычно такого рода совместные манёвры проводятся на белорусских и российских полигонах. Главная цель учений - отработка взаимодействия в рамках совместных вооруженных сил союзного государства.

Российско-белорусские учения всегда беспокоили наших соседей на Западе – прежде всего страны Прибалтики и Польшу. Дело в том, что эти страны в момент учений оказывались как бы в «перекрестье» - учения проводили на территории западных областей России, Белоруссии и одновременно на Балтике и в Калининграде. Это нервировало правящие элиты прибалтийских стран, но понятно, что в основе данной крайне эмоциональной реакции лежит определенная политическая заданность, когда любая российская военная  активность обязательно увязывается с искусственными страхами в отношении «обязательной» российской оккупации.

Эти страхи традиционные и наши западные соседи не первое десятилетие пытаются внедрить их в сознание политических классов Европейского союза и США. Стоит отметить, что для Польши, стран Прибалтики и в какой-то степени Румынии ссылки на российские угрозы являются дежурными, попутно они являются демонстрацией особого места этих государств в структуре НАТО – т.н. «форпосты», но и одновременно особой цивилизационной «миссии» которую они играют или, что скорее, имитируют.

В основе данной «миссии» - борьба с российским агрессором, с имперскими замашками России и защита западной цивилизации от «варваров» с востока.

С 2014 года к странам Прибалтики и Польше, которые уже относительно давно совместно шагают в своём антироссийском походе, добавилась Украина. Киев сейчас страстно убеждает ЕС и США, что Украина, как «передовой форпост» Запада, ведет неустанную войну с Россией и сдерживает «российскую агрессию», которая готова захлестнуть весь Запад.

Антироссийский вектор является основой государственной идеологии соседних с РФ государств - Украины, Польши, Латвии, Литвы, Эстонии. В принципе в своем государственном строительстве они опираются на неприятие соседа с Востока, как основу для национального единства. Причем отвергается вся российская триада: российские власти, российское государство и русский народ.

В странах Восточной и Центральной Европы есть твердое убеждение, что ситуация, в которой находится сейчас Россия - убивает ее. Санкции разрушают экономику России, разрушают ее федеративность. Экспертно-аналитическое сообщество этих стран переполнено материалами, указывающими на то, что Россия будет разваливаться и вопрос только во времени.

По этой теме  собираются конференции, приводятся какие-то статистические данные, пишутся монографии. Понятно, что в данном формате по мнению этих экспертов все вопросы с Донбассом и с Крымом будут решены сами по себе. Попутно мы можем наблюдать огромное количество публичных выступлений политических деятелей из этих стран на тему того, что Россия, в общем, страдает от введенных против нее санкций (санкции эффективны) и «колосс на глиняных ногах» вот-вот рухнет. Они сами себя в этом убедили.

Более того, появляются четко сформированные прогнозы о  процессах распада России по примеру СССР. Естественно, в этот процесс входит и обязательный, по их мнению, «провал» В. Путина на мартовских 2018 года выборах. При этом, пишутся удивительные вещи, аналитические записки о том, как тяжело придется той же Эстонии, Литве, Польше или Украине, которым придется взять на себя тяжелую ношу цивилизационного подхода к этим вот оставшимся без руля и ветрил российским пространствам. Отсюда, между прочим, и программы строительства разного профиля стен на границе с Россией, одна из функций которых – сдерживание экономических беженцев из России, которые обязательно, мол, побегут на Запад.

Иными словами, наши соседи готовы взять на себя ношу ответственности за российские пространства, промышленные активы и ресурсы, а также заняться российскими энергоресурсами и так далее. Фактически они видят себя наследниками России. В принципе, их можно понять – разделив и «проев» то, что они получили от распада СССР (это, прежде всего, относится к Украине), наши соседи мечтают поделить уже Россию.

Но тут в рамках антироссийской информационной кампании очень быстро определились противоречия. Совместные российско-белорусские учения продемонстрировали, что «дышащая на ладан»  Россия проводит полноценные учения в трех средах на территории двух стран - России и Белоруссии, еще и на Балтике, на морских просторах. В ходе учений вооруженные силы России запускают оперативно-тактические ракеты «Искандер». И тут уже информационная война, ничуть не смущаясь, фокусируется на том, что  Россия – «агрессор», Россия нарастила гигантский военный потенциал, «вооружилась до зубов» и она опасна для Европы.

Невольно хочется посоветовать политическим классам и экспертным сообществам стран Центральной и Восточной Европы определиться -  или Россия находится на стадии экономической катастрофы и должна  в ближайшей исторической перспективе развалиться, или она быстро растущая агрессивная «империя», которая отмобилизована к войне.

Проблема в том, что эти два противоречия параллельно оказались в той жесткой пропагандистской кампании, которая шла  против состоявшихся в Белоруссии и России учениях. Такое противоречие, по идее, должно свидетельствовать, что организаторы истерии в медиа-пространстве имели иные цели, призванные прикрыть или замаскировать конкретные действия против России. Данная «третья задача» проявилась очень быстро. Оказалось, что  под шумок этой пропагандистской кампании, в которой особо активное участие приняла Украина и Польша, целая бронетанковая дивизия США была введена на польскую территорию, которая там осталась на постоянной основе. В общем, дело было сделано.

А какая позиция по этим вопросам была у белорусской стороны и почему в итоге Путин не посетил учения в Белоруссии?

Белорусская сторона во время этих скандалов проявила себя очень своеобразно. Она почти не участвовала в этой информационной войне,  и только когда Россия стала уже отвечать на все эти медиа-выпады, то и белорусское министерство обороны зашевелилось. При этом надо отдать должное начальнику генерального штаба белорусской армии, который очень жестко сказал по поводу  западно-украинской пропагандисткой кампании, но, правда, только один раз, что уже хватило националистической части белорусского политического класса «поднять его на вилы». Но в целом, Минск проигнорировал медиа-войну против своего союзника. 

Нельзя не отметить и традиционные «хитрости» Александра Лукашенко, который по факту сделал все, чтобы ликвидировать даже микроскопические возможности В. Путину посетить  район учений в Белоруссии. Он пригласил огромное количество наблюдателей, не согласовывая их количество и страны, откуда они приехали, с Россией. При этом, что любопытно, в делегации из Киева, как ни странно, оказались офицеры генерального штаба. Президент России очень странно бы выглядел в этой толпе явных недоброжелателей Москвы.  

А почему Александр Лукашенко не был приглашен на учения в Россию и как можно в целом охарактеризовать их итог?

А как А. Лукашенко приглашать, если основная часть учений была на территории Белоруссии?

По итогам учений можно считать, что российские войска на западном направлении в целом готовы к обороне российских рубежей. В отношении боеспособности белорусской армии есть сомнения. То, что увидели российские офицеры на белорусских полигонах, очень смахивало на режиссированный спектакль  с  не очень мотивированными актерами, которые с явной неохотой исполняли порученные им роли.

Тем не менее, в целом, учения были удачными и все поставленные задачи были выполнены. Надо было ли их проводить? Безусловно. Мы продемонстрировали боеспособную армию, у нас в вооруженных силах идет модернизация  и мы не реагируем на антироссийскую международную конъюнктуру.

Во время предыдущих учений постоянно поднималась тема Сувалкского коридора. Затрагивалась ли эта тема в этот раз?

«Вопрос» о Сувалкском коридоре  является провокацией, но его во время очередных антироссийских кампаний по традиции обязательно поднимают в  Польше и в Литве. Варшава и Вильнюс  постоянно приписывают России готовность захватить и оккупировать это пространство между северо-западом Белоруссии и Калининградской областью. Но на самом деле фактически приписывается России желание вступить в войну с НАТО и начать из-за данного «коридора» третью мировую войну по примеру Данцигского коридора в 1939 году.  

А можно попытаться договориться со всеми заинтересованными сторонами и сделать там особую экономическую зону для упрощения транзита между Калининградской областью и «материковой» частью России?

Это невозможно, даже не стоит на это  рассчитывать. Во-первых, с белорусской стороной не раз нарушался транзит между двумя частями России – РФ и Калининградской областью. Кроме того, существуют непреодолимые проблемы в отношениях со странами Прибалтики и Польши. Поэтому какие-либо варианты создания  совместных экономических  зон даже не просматриваются.

Естественно, федеральный центр озабочен экономическим выживание Калининградской области, оказавшейся в окружении блока НАТО. Осуществляется программа субсидирования авиационных билетов, соединяющих Калининград с основной частью России. Существует программа строительства целого флота паромов, включая железнодорожные, которые свяжут Санкт-Петербург и Калининград. Но Калининград все равно остается анклавом и не только страны Прибалтики и Польша всеми силами пытаются его изолировать, но бывает не всегда «прокалининградская» позиция у Белоруссии. Минск неоднократно пытался использовать калининградский транзит через белорусскую  территорию в качестве инструмента шантажа России, объявляли поступающий товар из Калининградской области на российский рынок контрабандой, хотя понятно, что грузы идут из России в Россию по территории Белоруссии, с которой у нас Союзное государство. Тем не менее, периодически калининградские поставки в Россию белорусская таможня конфисковывает и дело доходит до судебных процессов.

Когда принимался Таможенный кодекс ЕАЭС, у белорусской стороны были вопросы по особым экономическим зонам Калининградской и Магаданской областей. В чем суть этих претензий?

Белорусская сторона зачастую действует очень однобоко, она очень бдительно следит за тем, чтобы иметь доступ ко всем российским ресурсам, к программам, которые делает правительство РФ в отношении регионов, зон опережающего развития и требует себе однотипные льготы именно от российского федерального бюджета. Но когда возникает вопрос, что есть проблемы для российских товаров на белорусском рынке, то в этом случае Минск старается игнорировать претензии России. До настоящего времени сохраняются более 20 препятствий, которые либо затрудняют, либо делают полностью невозможным доступ российских товаров на белорусский рынок.

Наши белорусские партнеры очень требовательны к доступу к российскому рынку. При этом, когда наши российские чиновники говорят, что, друзья, если вы требуете равноправие субъектов хозяйствования, то почему это равноправие относится исключительно к нашим, российским ресурсам, к нашей территории, к нашим российским портам, к нашим транспортным коммуникациям, к нашим финансам? Однако, как правило, ответ из Минска стереотипен и его можно перевести на простой язык в следующем формате: «мы маленькая страна и зачем это надо… и оставьте нас в покое… давайте сначала съедим ваше, а потом подумаем, стоит ли есть наше».

Надо сказать, что Калининград вообще-то всегда  вызывал большую озабоченность у белорусской стороны, в 2005 и 2006 годах белорусское руководство публично заявляло о готовности обсудить вопрос о передаче одного из калининградских портов Белоруссии. Не против был Минск поднять белорусский флаг и над самим Калининградом. Логика применялась весьма примитивная – мол, у  России и так хватает портов, надо с белорусами поделиться. Есть выступление Лукашенко на эту тему, есть даже видео. Россия, естественно, эту «идею» не восприняла.

Но, тем не менее, в рамках Союзного государства Минск потребовал передать ему часть российских квот на вылов рыбы в мировом океане. Россия поделилась квотами, но белорусы эту рыбу не ловят, у них нет флота, а перепродают квоты, зарабатывая деньги на наших ресурсах. К сожалению, подобного рода примеров немало. Понятно, что ответных шагов со стороны Минска Россия никогда не дождется.  

Белорусская сторона была недовольна введением новых пограничных постов и приграничной зоны. Чем это ущемляет Белоруссию?

Пока обещают временные посты, которые должны возникнуть перед чемпионатом мира по футболу весной 2018 г. Посты должны отсечь от российской территории граждан третьих стран, которые, используя предоставленный Минском безвизовый режим 80-ти странам мира, могут попытаться добраться до Москвы, Санкт-Петербурга и т.д. Кроме того, не стоит забывать, что через Белоруссию в Россию пытаются попасть и граждане Украины, которые по тем или иным причинам опасаются проходить в легальном режиме российско-украинскую границу. Понятно, что российские пограничные посты на российско-белорусской границе, как и ныне существующие пограничные зоны ничем не препятствуют транзиту через границу граждан России и Беларуси.

Тем не менее, белорусская сторона очень болезненно восприняла укрепление Россией своей западной границы. В Минске, к сожалению, всегда считали, что Белоруссия  имеет законное право выступать в роли шлагбаума по дороге в Россию.

В качестве примера можно напомнить об эпохе конфиската с 1998 до 2007 год. В конце 1990-х годов белорусская таможня, обнаружив, что российская сторона, убедившись в огромном контрабандном потоке, идущем на российский рынок через российско-белорусскую таможенную зону, выставила на границе между двумя странами контрольные посты, в ответ решила заменить российских коллег на внешней границе Союзного государства. В итоге в среднем в год конфисковывали транзитных товаров из России и в Россию на 200 млн. долларов.

Власти Белоруссии настолько свыклись с этим транзитным грабежом, что в итоге таможня получила списки товаров, которые желательно забрать у перевозчиков. Причем, если продукты питания подлежали реализации прямо на месте (в регионе), то, предметы роскоши и дорогие автомобили шли прямым направлением в Управление делами президента РБ. Размах конфиската был столь значителен, что для его реализации в Минске открыли специализированный универмаг.

После 2007 года ситуация с белорусским конфискатом стала постепенно уходить на второй план, хотя до сегодняшнего дня остается актуальной для предприятий Калининграда.

Но проблема с допуском к российской территории граждан третьих стран изначально была серьезной проблемой между государствами – партнерами по строительству Союзного государства. Белорусы всегда очень болезненно воспринимали нежелание российской стороны превращать свою западную границу в проходной двор и игнорировали наши доводы о том, что на самом деле реальной (на земле) российско-белорусской границы не существует, там нет пограничных постов и регулировать доступ к российской территории граждан третьих стран Москва в данном случае и в данном месте не может. 

Тем не менее, когда у России оказались разорваны дипломатические отношения с Грузией, и когда была закрыта граница для граждан Грузии - все они поехали безвизовым режимом через Белоруссию. Сколько ни обращались наши пограничные службы к белорусской стороне - они игнорировали эти очевидные проблемы.

Между тем я в те годы (2007-2012) сам неоднократно видел приходящие из Минска в Москву поезда, набитые гражданами Грузии. Фактически, в те годы Белорусский вокзал российской столицы  превратился в границу России и Грузии.

Когда случилась трагедия на Украине, у России вновь возникли проблемы с нашей границей с Белоруссией, когда обнаружилось, что есть масса граждан Украины, которые не могли без проблем пересечь российско-украинскую границу. Это участники АТО, люди, которые были замешаны в диверсиях всяких против граждан Крыма и Донбасса, каратели, агенты СБУ и т.д.  России пришлось в очередной раз устами наших высших должностных лиц напоминать нашим белорусским друзьям, что российско – белорусская граница открыта для граждан России и граждан Белоруссии, но не для граждан Украины. Белорусы восприняли это очень болезненно, так как им необходимо зарабатывать деньги, торгуя своим соседством с Россией.

Белоруссия отменила визы для граждан 80 стран. Чем Минск привлекает туристов?

Нельзя считать современную Белоруссию некой туристической Меккой в Восточной Европе. Смотреть в республике не на что. Но в последние десять лет в Белоруссии появилась целая отрасль гостеприимства, которая живет за счет ярких впечатлений. Прежде всего, обращает на себя внимание игорный бизнес. В Минске много казино, фактически сейчас белорусская столица является главным игорным центром на постсоветском пространстве, все более напоминая Гавану времен диктатора Батисты. Причем, что интересно, как и на Кубе конца 1950-х годов, почти все казино выплачивали «долю» диктатору, так и в современном Минске казино работают под контролем белорусских олигархов – придворных «семьи» А. Лукашенко.

Наличие игорной отрасли и заставило белорусские власти ввести режим безвиза для граждан 80-ти стран на пять дней – прилетел, проигрался «в дым» и улетел. Но игорной «приманки» мало, для того, чтобы в Минск полетели миллионы туристов. Но эти миллионы пока летят в Москву и Санкт-Петербург – крупнейшие туристические центры в Восточной Европе. Поэтому в рамках белорусской политики безвиза для 80-ти стран подразумевался и свободный доступ туристического потока из Минского аэропорта к территории России.  Туристы высаживаются в Минске, какие-то деньги оставляют в Белоруссии, едут без визы в Москву, Петербург и возвращаются. Белорусская сторона, ничего не вкладывая, только собирает деньги, зарабатывая на соседней России.

Россия данную белорусскую стратегию мгновенно разгадала и российские власти в декабре 2016 года, за месяц до введения белорусского безвиза, создали на российско-белорусской границе пограничные зоны.

В Минске мгновенно случился скандал. Лукашенко выступая, объявил, что с Россией белорусский безвиз заранее был согласован. Не согласовывали. Это ложь. Россию только проинформировали, что Белоруссия будет вводить такой режим для граждан 80-ти стран. Наше мнение было проигнорировано.

Необходимо учесть, что введение пограничных зон, естественно, является полумерой, но российская сторона не могла полностью поставить под контроль границу, так как через неё идет большой поток людей, включая граждан России, а также грузов. Кроме того, граница на местности не обозначена, а пограничная зона достигает до 30 км, в этой зоне можно кого-то остановить, посмотреть паспорт, проверить груз…

В 2017 году российская сторона ввела и пропуск пассажиров авиарейсов Минск - Москва через международные терминалы, что, естественно, было воспринято в Минске исключительно болезненно.

Но что любопытно. Белорусская пропаганда, обвиняя Россию в постепенном создании пограничного режима на её западных рубежах (вообще-то это звучит экзотично, так как контроль своих границ является признаком суверенитета), упорно не акцентирует внимание на том, что никакие российские пограничные зоны и возможные в будущем пограничные посты ничем не ограничивают транзит непосредственно белорусских граждан.  

Официальный Минск на самом деле просто прикрывает свои бизнес-интересы интересами белорусского народа, лоббируя интересы Киева, Варшавы, Вильнюса и т.д. Ведь Россия не вступала в союзные отношения с Украиной или Грузией, не говоря уже о Польше.

Уже несколько месяцев идет переговорный процесс между Москвой и Минском о совместном визовом пространстве Союзного государства. Россия не против, Москва еще раньше предлагала единое визовое пространство. Но это сложная проблема. Дело в том, что у наших государств разные безвизовые зоны и они только частично совпадают.  

Переговоры идут очень сложно, хотя белорусская сторона иногда допускает «утечки» информации, призванные успокоить заинтересованные круги в соседних странах. Но в рамках создания союзного «шенгена» появляются и дополнительные проблемы.

В частности, не является тайной, что в Белоруссии традиционно сложная внутриполитическая ситуация, где присутствуют и оппоненты режима и его ярые противники. В этом случае, созданная единая база данных, которая необходима для эффективной работы общего визового пространства, превращается в систему контроля за «неблагонадежными», которые зачастую используют Россию в качестве транзита. Иными словами, Россия в этом случае будет брать на себя ответственность за преследования белорусской оппозиции.

В целом, понимание того, что решение всех пограничных вопросов в рамках Союзного государства по прежнему представляет для Москвы и Минска серьезную проблему, российская сторона заявила, что будет вынуждена  в рамках подготовки чемпионата мира по футболу в 2018 году выставить временные пограничные посты на границе России и Белоруссии.

Белоруссия, являясь транзитной страной, прилагает максимум усилий для того, чтобы извлекать из транзита максимальную выгоду. Но Россия не должна отдавать собственную безопасность в чужие руки.

А есть данные о том, насколько увеличился поток туристов в Белоруссию после введения безвизового режима для граждан 80 стран?

Увеличился примерно на 20%, т.е. на несколько десятков тысяч человек. Иными словами, необходимо признать, что этот безвиз на 80 стран   провалился. Исходя из этого, белорусская сторона так стремится распространить его на Россию. Но ведь здесь есть и еще один аспект. Белоруссия, открыв свои границы для граждан 80-ти стран, сделала это в одностороннем порядке.  Ни одна из этих «допущенных» стран не ответила аналогичными мерами в отношении граждан Белоруссии. В России такие односторонние действия посчитали бы унижением. В традициях российской дипломатии остается двусторонний формат взаимных снятий визовых режимов.  

В этом году в Белоруссии разработали проект декрета «О развитии предпринимательства». Значит ли это, что после издания соответствующих указов, малый и средний бизнес будет чувствовать себя в республике комфортно?

Действительно, Белоруссия одна из передовых стран мира по открытию бизнеса. Открыть бизнес в Белоруссии можно буквально за несколько часов.  Все делается через одно окно, поразительно быстро, без каких-либо проблем.

Однако закрыть бизнес почти невозможно. Тебя оплетут таким количеством штрафов, постановлений, что ты практически ничего не закроешь. Причем бизнес в Белоруссии пытаются регулировать - ты обязан платить бесконечное количество налогов и дополнительных поборов,  постоянно набирать на работу людей, чтобы улучшать статистику по безработице, демонстрировать, что платишь большие зарплаты, т.е. государство перекладывает на бизнес массу своих функций. А самое главное то, что заниматься особо нечем, белорусский рынок небольшой и бедный. Производственные издержки высокие, лучшие кадры выехали на работу  в другие страны, комплектация, технологии -  все завозное, все импортное, а энергетика дорогая.

Кроме того,  свою негативную роль играет громадный государственный сектор, который живет за счет списываемых кредитов, различного рода преференций и субсидий, порождая в свою очередь огромный бюрократический аппарат и коррупцию. По этим причинам очень много белорусского бизнеса находится в Смоленской и Псковской областях, но больше всего почему-то в Брянской.

Указы издавались для того, чтобы удержать бизнес, чтобы он не уходил, но сделать лучше для бизнеса власти  не могут, так как  постоянно ищут деньги. Необходимо помнить, что Белоруссия живет от кредита  до кредита. Получил Минск российский кредит, тут же берется кредит, чтобы погасить проценты по предыдущему, а следом снова берется кредит, как черепица накладывается. Кредит за кредитом, и все силы белорусского правительства уходят на то, чтобы выпросить очередной кредит, а лучше помощь. Понятно, что Минск  старается взять побольше кредитов в России, потому что считается, что Россия в итоге белорусские долги обязательно спишет. Так что республика живет в долг.

Лукашенко всё больше пытается балансировать между Россией и Западом. Насколько ему это удается?

А. Лукашенко всегда пытался балансировать между Западом и Россией, но у него не всегда это получалось, так как белорусское «балансирование» резко отличается от  политики балансирования, которую проводила Польша в 1930-е годы между фашистской Германией и Советским Союзом. Дело в том, что довоенная Польша всё-таки была относительно самодостаточным государством, так что в те годы можно было наблюдать, так сказать, реальное балансирование.

В белорусском примере можно утверждать, что  балансирование  А. Лукашенко возможно только в рамках того, что позволяет Россия. При этом  не стоит  забывать, что А. Лукашенко пытается вести сепаратные отношения с Западом, когда Белоруссия  одновременно с одной стороны, находится в ЕАЭС и Союзном государстве, а с другой стороны в европейской программе  «Восточное партнерство». При этом не является новостью то, что «Восточное партнерство» для стран – участниц обычно  заканчивается ассоциацией с Евросоюзом, как уже получилось с Украиной, Молдавией и  Грузией. Вот на этом противоречивом контексте это  балансирование как-то не получается. Фактически можно говорить, что белорусское «балансирование» происходит за счет России.

К примеру, А. Лукашенко объявляет, что он ведет минский процесс, выступая в роли пресловутого «регионального донора безопасности», хотя не является секретом, что ничего, кроме переговорной «площадки» в Минске белорусский президент не предоставляет. От Минска так мы и не дождались  никаких инициатив по Минскому процессу, инициатив по урегулированию кризиса между Россией и Украиной.  

Зато мы знаем, что существует и растет  активный и бурный товарооборот между Белоруссией и Украиной. Не новость, что  белорусская сторона практически полностью обеспечивает украинскую армию дизельным топливом и бензином, выработанными из российской нефти. Без этих белорусских поставок никакой войны на Донбассе вообще бы не было.

А. Лукашенко откровенно наживается на войне в Донбассе, не признавая республики ДНР, ЛНР. Стоит напомнить, что Белоруссия, упорно не признавая возвращение Крыма в Россию, тем не менее, забила все прилавки в Крыму и в Донбассе белорусскими продуктами и товарами. Понятно, что данную политику А. Лукашенко невозможно назвать балансированием, так как это типичное геополитическое мародерство.

К этому же формату относится и навязывание белорусского посредничества. В рамках жесткого противостояния между Россией и Западом А. Лукашенко рассчитывал на то, что он выступит в роли  глобального  посредника между Россией и Западом. В этом варианте  Белоруссия превращалась в «приемный терминал» между Россией  и Западом, где уже белорусский президент будет  решать вопросы  доступа к России. В этом случае Россия оставалась за белорусским шлагбаумом - Россия как в клетке, как в зоопарке. Как-то такие надежды на такой международный формат у А. Лукашенко были, но не получилось. Видимо у белорусского президента очень плохие советники-международники, которые не понимают, что  Россию изолировать невозможно.

Последнее развлечение белорусского истеблишмента - идея провести Хельсинки-2. При этом белорусские чиновники упорно не желают понимать, что Запад не пойдет ни на какие Хельсинки-2, пока не добьется от России возвращения Крыма, изменение границ, сдачи Россией ядерного оружия и т.д. В Хельсинки в 1975 году был разговор на равных, был диалог, а сейчас диалога нет. Лукашенко не имеет каких-либо возможностей организовать диалог между Москвой и Вашингтоном, потому что ни Вашингтон, ни Москва ему не доверяют. Но, тем не менее, такие идеи ходят, так как А. Лукашенко мечтает стать мировым лидером.

Лукашенко считает, что Россия для него объективно представляет опасность. Политическая и экономическая зависимость от России современной Беларуси почти монопольная и А. Лукашенко не использует её для блага своей страны и, одновременно России,  а пытается уравновесить ее, чтобы сохранить свою власть для своих преемников, из той же семьи Лукашенко. Передать власть по наследству в варианте Азербайджана – мечта первого белорусского президента.

Но для передачи власти в Белоруссии по наследству А. Лукашенко необходимо во что бы то ни стало легитимизировать свой режим на Западе. Стоит отметить, что белорусский президент немало для этого сделал, но за счет российских интересов.

Сейчас вот Лукашенко пригласили в Брюссель на саммит «Восточного партнерства» (24 ноября 2017 г.). Скорее всего, белорусский президент посетит столицу Евросоюза и НАТО. А. Лукашенко считает, что шантажируя Запад Москвой, а Москву своими связями с Западом он получит возможность пополнения ресурсов и поддержки легитимизации своего режима как  с Востока, так и с Запада – типичная лимитрофная политика. Если рассматривать эту политику шантажа в качестве политики «балансирования», то придется признать, что она не может продолжаться бесконечно.  История соседней Польши в этом плане демонстрирует массу примеров, чем заканчиваются такого рода попытки шантажа.  

Но пока, по сути, Россия финансирует дрейф Белоруссии на Запад. А. Лукашенко, конечно, очень выгоден Западу, потому что это оружие против России, которое она сама и оплачивает. В итоге, частично повторяется украинская трагедия  2013 года с Януковичем. Примерно в таком же формате может сложиться  ситуация с Белоруссией.

Белоруссия, конечно, играется в геополитику, но боюсь, что она заиграется, потому что Лукашенко многие процессы не понимает, но твердо уверен, что сможет всех перехитрить. На самом деле Западу нужен «санитарный кордон» на границе с Россией и  Белоруссию он рассматривает как одно из его важных звеньев. Так что не факт, если Минск всё-таки совершит геополитический поворот, то Запад оставит у власти А. Лукашенко. Слишком он ненадежен.  В общем, ситуация тяжелая.

Популярные посты

Игорь Стрелков
14.04.2018, 09:34
Андрей Нальгин
22.01.2018, 12:01
Игорь Стрелков
25.05.2018, 13:23
Андрей Нальгин
04.03.2018, 16:58
Андрей Нальгин
02.02.2018, 10:27
Полная версия