Москва
31 марта ‘20
Вторник

МХАТ в круговороте рыцарей и драконов

12 декабря на Малой сцене МХАТ им. М. Горького — попытка переворота.

Свою версию вечной истории о рыцаре и драконе представит автор и режиссер-постановщик Антон Непомнящий. "История рыцаря" — уже пятая премьера в МХАТ им. М. Горького из заявленных 20-ти в новом сезоне.

Известная притча все актуальнее в эпоху перемен, когда мир лихорадочно пытается найти для себя критерии добра и зла в новых обстоятельствах.

Антон Непомнящий — новое лицо во МХАТ, театр все более открывается миру, новым проектам и новым прочтениям, бережно сохраняя главное — искренность и глубину русского психологического театра.

Придя во МХАТ им. М. Горького как автор, Непомнящий стал постановщиком, ибо «свое детище растить самому».

Сырым вечером 11 декабря с новым прочтением старой притчи смогли познакомиться журналисты, и на удивление после просмотра некоторые долго не могли разойтись, споря — что это было?

Драконы во МХАТ

Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТ им. М. Горького:«Тема власти, борьбы за власть – одна из главных тем мировой драматургии, начиная со времен античности, переходя через Шекспира к Брехту. Театр, история которого началась с великого спектакля «Царь Федор Иоаннович», не может пройти мимо этой темы. Старинную легенду о юноше и драконе в свое время, пережив опыт Холокоста и двух мировых войн, иронически переосмыслил Евгений Шварц. Однако и в его версии свет есть свет, тьма есть тьма. «История рыцаря» - это современная актуальная попытка описать ту же самую историю глазами людей, переживших эпоху постмодернизма, который, как известно, размыл границы между добром и злом».

С первых минут понимаешь — нет, это не Шварц, от прежних героев лишь имена и общий рисунок сюжета. На самом деле ощущаешь себя в новостной ленте смартфона сегодняшнего дня — даже утренний разговор Дракона (народный артист РФ Михаил Кабанов) с Премьер-Министром (заслуженный артист РФ Александр Владимирович Самойлов) вполне мог бы обсуждаться в современных СМИ и интернет-сообществах.

  • - Оппозиция, как она там? Мы ж назначали лидера, все вот это вот...
  • - Назначали, но...

Особо изобретательные сразу начали складывать в паззл диалоги и намеки, надеясь, что вот она — сатира. Ан нет. Не сатира лишь. Не без иронии, конечно, чего стоит тот же Ланцелот (Семен Шевелин) - «он на скейте и с мечом» - до степени смешения похожий на персонажей московских протестов. Но все эти отсылки, или как говорит молодежь, «пасхалочки» - лишь метки на полях большой истории. Сюжет, вовлекая зрителя в переброс идеями, затягивает его в водоворот глубоких мыслей о самом сокровенном. О любви и ненависти, о жертве и предательстве, об обмане и самообмане... В истинную драму...

Колесо Сансары

«История рыцаря» предлагает поискать ответ на вопрос, что важнее для правителя: долг перед страной или любовь к своим близким? Что важнее для человека: свои идеалы или жизнь любимых?

Ворвавшийся на скейте в тишину дворца Ланцелот — воплощение вечно бунтующего поколения, которое «знает, как надо». Откуда знает?

«Не знаю, я родился и сразу понял, что буду рыцарем. Все надо менять!» - признайтесь, мы это слышали не раз, а многие и не раз говорили, вкладывая в слова весь пыл юного сердца.

И этот юноша, уже успев влюбиться в дочь Дракона, прекрасную Эльзу (Эльвира Цымбал), «шпарит» практически как с трибуны митинга — нужны выборы, они должны быть честными, нужно менять законы, нужно, нужно, нужно...

Антон Непомнящий, автор пьесы, режиссер-постановщик:«Мы пытаемся найти молодого героя, который был бы созвучен как современной протестной молодежи, так и тем людям, которые помнят героев XX и XIX века. Нам хочется дать шанс поколению молодых бунтарей, которые выходят на площади и уверены, что знают как надо. Допусти их к власти, они сделают что-то правильное и жизнь будет лучше. Может, они будут правы, а может, нет. Мы хотим поговорить на эту тему. В этом заключается одна из наших задач. Мы хотим услышать зрителя, и чтобы он услышал нас".

Спектакль вызывает неизбежные ассоциации с событиями, происходящими в современной жизни. При этом привычный зрителю взгляд на притчу глазами рыцаря Ланцелота изменен — Непомнящий предлагает увидеть происходящее с позиции Дракона. И это по-иному расставляет акценты в постановке.

Никому не нарушить ход истории, она всех перемелет в своих жерновах — об этом думается, когда ты понимаешь, что Ланцелот, поначалу сумевший (а он ли?) договориться о бескровной революции, изменениях и прочем, постепенно сталкивается с реальностью, которая ведет его по сценарию, написанному жизнью. Убить дракона, жениться на его дочери, стать драконом.. Таков закон Сансары...

Печать крови

Юношеский максимализм Ланцелота довольно быстро дает трещину — рамки жизненного сценария жестки. Как рост происходит через кризисы, так изменения, задуманные даже с самыми добрыми намерениями, требуют искупительной жертвы. И дилемма между намерениями и обстоятельствами - вечна.

Михаил Кабанов, народный артист России, исполнитель роли Дракона: "Вся проблема рыцарей заключается в том, что вы не учите историю, или от вас ее умышленно скрывают. Вся правда в том, что драконы никогда не приходили к власти. К власти всегда приходят рыцари. Молодые, полные благородных идей свободы, равенства, справедливости! Как они превращаются в драконов, и что с этим делать - вот в чем вопрос!".

Ответ на этот вопрос каждый найдет сам. И будет кровь, и будет подлость, и будет любовь — власть играет с людьми в жесткие игры. Когда кажется, что вот сейчас мир запоет по моим нотам, именно в этот момент ты вдруг слышишь, что даже голос не твой.

Этим хитрым голосом в «Истории рыцаря», похоже, выступает Министр, вот уж он выживет при любых обстоятельствах. Будут меняться Драконы, но и у них есть слабости, а у рыцарей есть сердце. Тут немного нашептал, там немного припугнул, тут вовремя подольстил — и вот, герои лишь думают, что они герои, но идут по тому пути, что ты им подсказал. Сами. Добровольно. На заклание.

Для кого-то главным героем станет именно Министр. Если вам удастся в этом себе признаться — ведь речь о «постоять в стороне», «не лезть на рожон», поискать своей выгоды. Все это, казалось бы, такие мелочи, как не уступить место в метро или занять парковку инвалида, потому «ну а что такого». Но капля за каплей, песчинка за песчинкой ты предаешь. И можешь не заметить, как предательство становится привычкой.

Готовы ли вы примерить на себя камзол Министра, корону Дракона, мечты Эльзы, или сможете взять в руки меч Ланцелота?

Никто не знает. Только вы. Только на премьере во МХАТ им. М. Горького. Там - переворот в сознании. Министр уже варит вкусный кофе и пробует пирожные — а вдруг они отравлены?

Узнать об этом в «Истории рыцаря» - 12, 21 и 27 декабря на Малой сцене МХАТ.

Мы рекомендуем

Полная версия