Москва
20 февраля ‘20
Четверг

МХАТ им. М. Горького — о любви, искусстве и долге

Вместо «Ах, в Москву, в Москву!», несмотря на разгар репетиций исторической пьесы А. Чехова «Три сестры», премьера которой состоится 20 февраля 2020 года, в стенах МХАТ все чаще звучит «В Ярославль! В Кострому!» Причина проста — гастроли.

Мхатовцы всегда готовы поделиться своим искусством с регионами, где публика всегда дает  искренний отклик, чутко реагируя на контекст постановки и игру актеров.

            Так, в феврале жители Костромы и Ярославля смогут познакомиться с «Леди Гамильтон» и «Полоумным Журденом», а также сопереживать историям о настоящей дружбе в спектакле «Ее друзья» и долге перед родителями в постановке «Последний срок».

            Все постановки МХАТ им. М. Горького по-мхатовски классические, при этом — актуальны. Это особое искусство — всегда говорить на языке времени о самом главном, которым прекрасно владеют актеры театра.

            Любовь как испытание - «Леди Гамильтон».

            Пьеса британского драматурга Теренса Реттигена в постановке заслуженного артиста РФ Александра Дмитриева – не просто история о «любовном треугольнике», а глубокое размышление о любви и прощении, самоотверженности и патриотизме. Основная тема – выбор между любовью и долгом: стоят ли решения, которые мы принимаем, тех жертв, которые при этом приносим. Френсис Нельсон (заслуженная артистка РФ Татьяна Шалковская), благородная жена, ради любви и чести прощает неверного супруга. Эмма Гамильтон (Лариса Голубина), ради страсти сносит насмешки и презрение высшего общества. Адмирал Горацио Нельсон (заслуженный артист РФ Максим Дахненко), готов вступить в бой с вражеской эскадрой, но не способен сделать единственно верный выбор между женой и возлюбленной, разумом и страстью, семейным счастьем и долгом офицера. Спектакль не дает нам карт с проложенным фарватером, здесь каждый сам лоцман, и каждое решение кого-то делает счастливым, а кого-то несчастным. Намерение адмирала отправиться с флотом в Кадис – скорее бегство от проблем. Как патриот, он не может остаться в стороне, когда Отечество в опасности. Как мужчина, он так и не сумел найти гармонии в личной жизни. Нельсон героически погибает, выполняя гражданский и воинский долг, в этом любовном треугольнике оставшись верным главной своей любви – Англии. Спектакль удивляет подачей классического сюжета с невероятной эмоциональной глубиной, что делает героев исторических событий узнаваемыми и близкими.

            Житеди Ярославля смогут познакомиться с этой историей любви 11 февраля, а в Костромском драмтеатре мхатовцы представят «Леди Гамильтон» 12 февраля.

            Мольериана от Журдена

            Основой пьесы «Полоумный Журден», написанной Михаилом Булгаковым в 1932 году, послужила комедия «Мещанин во дворянстве» Жана Батиста Мольера. Нехитрый сюжет Булгаков дополнил фрагментами и героями других произведений французского драматурга, а также поместил пьесу в пьесу: булгаковские персонажи – актеры театра Мольера, которые ставят спектакль «Мещанин во дворянстве». Этот жанр сам Булгаков определил как «мольериана в трех действиях» – не столько забавная комедия, сколько своеобразное обобщение представлений автора о театре Мольера и театре вообще. Спектакль поставлен народной артисткой СССР Татьяной Дорониной. В этом красочном, жизнерадостном представлении нашли воплощение и булгаковский неповторимый юмор, и его тонкое понимание сущности актерской профессии и театрального искусства. Задорные песни и танцы восходят к оригинальной постановке Мольера, в которой драматургический сюжет чередовался оперными и балетными номерами. А зажигательная, эмоциональная игра актеров – в особенности заслуженного артиста РФ Сергея Габриэляна (Журден) и народного артиста РФ Михаила Кабанова (мадам Журден) – заряжает весельем и заставляет сопереживать зрительный зал, никого не оставляя равнодушным.

От души посмеяться над простодушным Журденом смогут костромичи 13 февраля.

            Поколение искренних друзей

            «Ее друзья» - первая пьеса Виктора Розова - бесхитростная, добрая и жизнеутверждающая история о юности, дружбе и взаимопомощи. Лучшая ученица школы незадолго до выпускных экзаменов начинает терять зрение. Ее друзья приходят к ней на помощь: не позволяют ей отчаяться, помогают продолжить занятия, успешно сдать экзамены и поступить в вуз. Благодаря их поддержке ужас от надвигающейся слепоты сменяется верой в свои силы, и в этой тьме — очень много света. Начинается все весело и легко, а к концу застревает комок в горле, и слезы текут в три ручья. Герой пьесы — весь школьный класс, а добро и дружба побеждают. Спектакль буквально переносит нас в славные пятидесятые, когда слова «дружба», «товарищество» были не просто словами, а смыслом жизни, когда искренне считали, что чужих проблем не бывает. Эта история — о поколении людей не опустошенных, а восторженных, чистых, веривших в идеалы. Среди примет того времени — не только раздельное обучение мальчиков и девочек, комсомольские собрания и патриотические песни, но и самоотверженность, доброта, благородство. Для кинорежиссера Валерия Ускова эта постановка тоже была первой работой в театре. Удивительная встреча первой пьесы В. Розова и первой театральной работы В. Ускова дала зрителям искренний, эмоциональный и правдивый портрет молодого послевоенного поколения.

            Прикоснуться к идеалам поколения тех лет смогут в Ярославле 12 февраля.

            «Последний срок» уготован каждому

            Однажды в деревню к старой матери приехали из города ее взрослые дети… Этой фразой, словно бы вышедшей из русской народной сказки, можно было бы начать историю, которая лежит в основе знаменитой повести Валентина Распутина. И дальше всё, как в русских сказках: верность и предательство, мудрость и глупость, смех и слёзы, юродство и занудство, самопожертвование и эгоизм. С той разницей, что это не сказка, а реальная русская жизнь во всем её многообразии, потрясающе поставленная Сергеем Пускепалисом, трогающая зрителей до глубины души. Всё в этом спектакле удивительно совпало: знание режиссером глубинной народной жизни, мощная инсценировка, написанная самим автором повести, блестящий актерский ансамбль, трогательно-уютная, но не лубочная сценография, мистическая музыка и вокал Таисии Краснопевцевой. И вечная тема отношений матери и детей, тема долга перед теми, кто тебя взрастил, тема верности корням, памяти о своём прошлом. Эту пронзительную и очень русскую историю можно увидеть в Ярославле на сцене Академического театра им. Ф. Волкова 10 февраля и на сцене Костромского академического театра 14 февраля.

            Гастроли для МХАТ им. М. Горького — это не только возможность поделиться творчеством, но и исполнение миссии академического театра  как театра, несущего современному россиянину свет, добро и любовь настоящей классики, рассказанной искренне, понятно и образно.

Мы рекомендуем

Полная версия