Москва
5 июля ‘20
Воскресенье

Все произведения И. С. Баха для органа Авторский цикл. Концерт четырнадцатый (третий сезон)

1 марта / воскресенье, 19:00

Фонд «Коллегиум Музикум» представляет: 1 марта в соборе Святых Петра и Павла состоится концерт из Авторского цикла заслуженного артиста России Александра Фисейского «Все произведения  И. С. Баха для органа».

Уникальный цикл профессора Александра Фисейского, выдающегося российского органиста и исследователя музыки И. С. Баха, охватывает все органное наследие великого немецкого мастера. Цикл построен так, чтобы слушатель, посетивший хотя бы один концерт, смог составить суждение о богатстве и многообразии органного творчества великого немецкого композитора.

Откроет программу одна из первых композиций Баха, созданная в форме двухчастного цикла – Прелюдия и фуга ми минор (BWV 533), написанная совсем молодым композитором в Арнштадте. Вероятно, когда же появилась хоральная обработка «Valet will ich dir geben», а хоральная обработка на пасхальный напев «Christ lag in Todesbanden», по-видимому, – еще раньше, до переезда в Арнштадт. Она дает яркое представление о характере первых композиторских опытов Баха: в нем музыка служит яркой иллюстрацией текста песнопения, принадлежащего Мартину Лютеру.    

Плодотворный веймарский период представлен несколькими сочинениями разных жанров: это Прелюдия и фуга ля мажор (BWV 536), где чувствуется влияние творчества Букстехуде и композиторов Северонемецкой органной школы, пятиголосная Фантазия до минор (BWV 562), Фуга до мажор (BWV 946), вероятно, написанная для клавесина с педальной клавиатурой, а также Концерт соль мажор (BWV 592) – органная версия концерта для скрипки и струнного оркестра принца Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского, выполненная Бахом по заказу самого принца. Трио-соната ре минор (BWV 527) – еще один виртуозный опус из сборника «Шесть сонат» И. С. Баха ­– увидела свет уже в Лейпциге.

Также слушателей ждут Хоральная фантазия «Wo Gott der Herr nicht bei uns hält» и восемь хоральныхобработок из Собрание Ноймайстера. Их судьба удивительна: трудно поверить, но эту музыку мир открыл для себя совсем недавно. Собрание Ноймайстера было обнаружено в Йельском университете в 1980-е годы, оно содержит 82 хоральные обработки разных авторов, среди них – более 30-ти прежде неизвестных обработок Баха. Впервые они были опубликованы лишь в 1985 году. Хоральная фантазия на текст Псалма № 124/123 обнаружена еще позднее – в марте 2008 года – среди рукописей, ранее принадлежавших немецкому композитору и музыковеду Вильгельму Русту. Длительное время произведение считалось утраченным, но теперь оно возвращено к жизни.

Александр Фисейский совмещает активную концертную деятельность с педагогической работой: возглавляет кафедру органа и клавесина в РАМ им. Гнесиных, проводит мастер-классы и выступает с лекциями в ведущих консерваториях мира (в Лондоне, Вене, Гамбурге, Балтиморе), принимает участие в работе жюри различных органных конкурсов, является инициатором фестиваля «Девять веков органа», ежегодного Международного симпозиума «Орган в XXI веке» и мн. др. Фисейский избирался вице-президентом Ассоциации органистов СССР (1987–1991) и  Президентом Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988–1994). Им записано свыше 40 грампластинок и компакт-дисков на исторических и современных органах. Сольные концерты органиста с успехом проходят в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Магдебурге, Париже, Страсбурге, Милане, Гданьске и других европейских центрах.

Пропаганда национального органного наследия — ещё одна, важнейшая часть просветительской деятельности музыканта. Это семинары и мастер-классы по русской музыке в зарубежных вузах, запись компакт-дисков «200 лет русской органной музыки», выпуск трёхтомника «Органная музыка в России» (Bärenreiter, Германия). В марте 2009 вышла монография А. Фисейского «Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э. – 1800 год)».

Билеты: https://collegiummusicum.ru/concerts/event/calendar_event/7751062

В программе:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Прелюдия и фуга ми минор, BWV 533

Хоральные обработки из Собрания Ноймайстера, BWV 1109–1116

Ach Gott, tu dich erbarmen

O Herre Gott, dein göttlich Wort

Nun lasset uns den Leib begrab’n

Christus, der ist mein Leben

Ich hab’ mein Sach’ Gott heimgestelt

Herr Jesu Christ, du höchstes Gut

Herzlich lieb hab’ ich dich, o Herr

Was Gott tut, das ist wohlgetan

Прелюдия и фуга ля мажор, BWV 536

Хоральная фантазия Wo Gott der Herr nicht bei uns hält, BWV 1128

Фантазия до минор, BWV 562

Трио-соната ре минор, BWV 527

Andante

Adagio e dolce

Vivace

Фуга до мажор, BWV 946                                                          

Хоральные обработки:

Valet will ich dir geben, BWV 735

Christ lag in Todesbanden, BWV 718

 

Концерт соль мажор, BWV 592

Без обозначения темпа

Grave

Presto

Полная версия