Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

МосКультПрог, Гёте-Институт и Сергей Никитин-Римский представляют: иммерсивный спектакль-историодрама КРАСНЫЙ ВОЛЬФРАМ

Готическая громада старого московского Электрозавода до сих пор поражает воображение. Воспетый в стихах Владимира Маяковского, завод был главным производителем электрической техники в стране, без которой строительство таких гигантов как Магнитка, ДнепроГЭС или московский метрополитен было бы невозможно. Вдохновленные идеей «коммунистического рая», всеобщей справедливости, торжества человеческого разума и прогресса, во второй половине 1920-х годов на Электрозавод приезжают берлинские рабочие.

О том, что их пригласили для осуществления промышленного шпионажа, стало известно только в наши дни. А в те годы, немецкие специалисты не жалея сил принимали участие в организации производства сверхтонкой вольфрамовой нити для электроламп. Благодаря их усилиям в миллионах советских домов зажегся свет!

Через 100 лет после этих событий историк Сергей Никитин-Римский создал спектакль «Красный Вольфрам» в жанре историодрамы. Каждый зритель спектакля исполняет роль одного из 20-ти реально существовавших людей – слесаря-механика приехавшего из Берлина работать на Электрозаводе, премьер-министра СССР или лауреата Нобелевской премии. Проживая жизнь персонажей, они смогут почувствовать жизнь Красной Москвы 1920-30-х годов – ее быт, голод, холод, нищету, изнуряющие темпы работы и неистовый энтузиазм. Сюжет, биографии и тексты в спектакле подтверждены документами из архива НКВД.

Действие спектакля организовано как прогулка по старым цехам Электрозавода, заповедным улочкам и дворам Преображенского района Москвы, в которых в 1920-х годах жили заводчане.

«Красный Вольфрам» создан как детективное расследование системы промышленного шпионажа СССР, которую курировал лично Ф.Э. Дзержинский. Но в основе сюжета спектакля – история любви и становления идеалов двух молодых рабочих – берлинца Вилли Коха и москвички Анастасии Абрамовой. Они влюблены друг в друга так же сильно, как и в свою работу на Электрозаводе, беззаветно верят в коммунистическую идею, но против них – время, общество, и их ближайшие друзья. Несмотря на угрозы, лишения и изгнание из партии, Анастасия не предала репрессированного мужа.

Автор и ведущий спектакля: Сергей Никитин-Римский.

Спектакль сопровождает хореография танцевального кооператива «Айседорино горе» на оригинальную музыку международного коллектива музыкантов The Useless Youth (Баку – Верона – Сеул – Пекин – Санкт – Петербург).

Сценарий создан на основе исследования Сергея Журавлева «"Маленькие люди" и "большая история": Иностранцы московского Электрозавода в советском обществе конца 1920-х – 1930-х годов» (М.РОССПЕН.2000).

Расписание показов иммерсивного спектакля «Красный Вольфрам» на декабрь 2020г. и январь 2021г.:

13, 20, 27 декабря, 5, 6, 7, 8, 24, 31 января – начало в 15:00

19, 26 декабря, 23, 30 января – начало в 18:00

21, 28 декабря – начало в 19:00

Для участия в спектакле необходимо пройти регистрацию на сайте «Красный Вольфрам».

Количество участников иммерсивного спектакля «Красный Вольфрам» ограничено 20-ю ролями.

Соблюдение социальной дистанции гарантированно!

Участникам спектакля необходимо иметь средства личной защиты и наушники для телефона!

Об авторах:

Сергей Никитин-Римский – визионер, историк-урбанист. Кандидат наук, доцент, старший научный сотрудник Музея Москвы. Создатель исследовательско-просветительского проекта «Департамент двороведения» и youtube-сериала о московских дворах. Автор книг «Прогулки по Риму. Историко-топонимическое исследование» и «Страна имен. Как мы называем улицы, деревни и города в России» (НЛО, 2020), записал аудиогид «Мужчины после 5 вечера» (МСИ «Гараж», 2020). Создатель международного архитектурного проектаВелоночь, который проходит в Москве, Лондоне, Казани, Риме, Иркутске, Вероне, Берлине и других городах.

Танцевальный кооператив «Айседорино Горе» учрежден в 2012 году выпускницами Академии русского балета им. А.Я. Вагановой – Александрой Портянниковой и Дарьей Плоховой Среди их недавних работ – «Советский жест» (2019), «Зарядье... возвращение дара» (2018).

Историодрама – термин, которым Сергей Никитин-Римский определяет жанр спектакля «Красный Вольфрам». Сюжет, тексты и место действия в спектакле подтверждены документами.  

Над проектом работали:

продюсер Сергей Никитин-Римский;

сценарий – Сергей Никитин-Римский и Андрей Воронин;

художник – Дарья Серебрякова;

композиторы: Александр Гренков, Сергей Никитин-Римский, международный коллектив The Useless Youth;

в роли Индебор Железняк – Таисия Шумова;

вокал на марше «Ты будешь наш, Красный Вольфрам» (автор – Сергей Никитин-Римский) – Ольга Широкоступ;

автор статьи «Промышленный шпионаж в судьбе СССР» – историк науки Михаил Шифрин;

миксы оригинальных гимнов, песен и архивного материала 1920-30-х – Константин Дудаков-Кашуро (aka DJ Kostya);

фотограф – Алан Воуба/Vouba Design;

дизайн – MosKultProg Design;

буклет – Лиза Корунова;

арт-директор – Анастасия Баринова;

ассистент продюсера  – Мария Миронова;

сайт – Виктория Аристова/ElectroBird;

научные консультанты – Марина Авдонина (МГЛУ), Сергей Журавлев (Институт Российской Истории РАН), Алексей Петухов (ГМИИ им. Пушкина), Мартин Дюсполь (Humboldt Forum/Музей Берлина);

консультанты – Валентин Дьяконов, Полина Васильева, Дарья Брагина, Рустам Керимов, Мария Кубланова, Фил Тоукач, Ирина Давыденко, Сергей Глазков.

Организаторы благодарят: Астрид Веге, Наталью Забродскую, Юлию Ширину, Юлю Зинкевич, Анну Сажинову, компании АрхПоле и Эльвиру Нигматуллину.

Сайт спектакля «Красный Вольфрам» включает список литературы и другие материалы незаслуженно забытой истории становления Электрозавода:http://elektrozawodsk.tilda.ws

Проект создан в рамках Года Германии в России.

При поддержке Гёте-Института.

Партнеры: АрхПоле, Музей Москвы, Департамент Двороведения.

Дополнительная информация, современные и архивные фотографии, видео, список ролей по ссылке: https://yadi.sk/d/zGVpzv_GX_5tEQ?w=1

Пригласить друзей на спектакль вы сможете с помощью Мероприятия на Фейсбук.

Страница «Красный Вольфрам» в Фейсбук.

Полная версия