Top.Mail.Ru
Москва
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

Мост Руслана Байсарова между цивилизациями готов к напряженному трафику

Никогда раньше ни один автомобиль не переезжал по мосту через Амур из России в Китай или обратно.

Река мира

Реки – скелет цивилизаций, именно по ним испокон веков прокладывались границы. Объяснение простое: если агрессор захочет напасть, ему будет очень сложно удержаться на первом же плацдарме, за пограничной речкой, ибо впереди неприятель, а сзади вода. К счастью, мы живем в эпоху, когда по ту сторону реки чаще всего находятся партнеры, а не противники.

Мы все знаем, что Россия активно торгует с Китаем, но при этом не очень представляем, как эта торговля осуществляется. Мало кто представляет себе, что между нашими странами нет ни одного автомобильного моста, хотя граница проходит в основном по рекам, в первую очередь по Амуру. Точнее, не было. Теперь – есть.

Приятная новость: в Амурской области проведены успешные испытания автомобильного моста из России в Китай, построенного ГК СК Мост российского предпринимателя Руслана Байсарова. И это не просто проезд легковушки с чиновниками, испытывалось все по-взрослому: 14 разных вариантов загрузки пограничного перехода. Переход выдержал всё. И в апреле 2020 года по нему пойдут автомобили.

Мост "Благовещенск-Хэйхэ", который возвела ГК СК Мост Руслана Байсарова, удачно прошёл испытания грузов

У моста, как и полагается, есть имя собственное, в нашем случае очень простое, по названию реки. Амур – по-русски, Хэйлунцзян – по-китайски.

Паводок не остановил рабочих

Русские и китайцы долго запрягают, да быстро едут: соглашение о строительстве моста было заключено в далеком 1995 году, но более 20 лет дело с места не двигалось. Зато когда наконец взялись, ситуация начала улучшаться ежедневно: работы на обоих берегах начались в декабре 2016 года, а 31 мая 2019-го российские и китайские рабочие встретились посередине реки. Сотрудничество принесло реальные плоды.

Специалисты компании Байсарова построили мост по экстрадозной технологии, очень популярной в Восточной Азии. На фото видно, что внешне такие мосты очень похожи на вантовые. Однако нагрузка на элементы конструкции распределяется иначе (за счет горизонтального напряжения в отличие от вертикального в вантах), что делает экстрадозные мосты более долговечными. Так что благовещенскому объекту суждена долгая счастливая жизнь; более того, будем надеяться, что лет через двадцать для обслуживания возросшего потока машин потребуется недалеко построить еще один мост. И вполне возможно, что с нашей стороны его снова будет строить группа компаний «СК Мост» – та самая, что воздвигает и железнодорожный мост через Амур юго-восточнее Благовещенска, в Еврейской автономной области.

Байсаров Руслан Сулимович, который контролирует «Мост» с 2016 года, рассказал о сложностях, с которыми сталкивались строители:

«Амур – одна из самых непредсказуемых рек. Летом 2018 года из-за паводка оказались затоплены площадки, с которых возводились опоры. Специалистам пришлось возвести дополнительный контур шпунтового ограждения. Позднее эта защита позволила производить работы в зимний период».

Важно отметить, что ни копейки бюджетных денег на этот мост не потрачено: построен он на кредитные деньги, которые будут возвращаться благодаря сбору платы с проезжающих автомобилей. А в обозримом будущем здесь должна появиться и железнодорожная переправа.

Амурские ожидания

Упрощение связи с Китаем, безусловно, окажет значительное влияние на экономику Амурской области – чрезвычайно важного для России региона, связывающего Забайкалье с Приморьем. Подъездная дорога к мосту с нашей стороны – лучшая во всей Амурской области. Нам есть что показать Китаю – с русской стороны Амура прекрасно развито сельское хозяйство (первое место в России по урожаям сои), университет в Благовещенске очень популярен среди китайцев (студенты, кстати, особенно нетерпеливо ждут открытия моста, чтобы можно было чаще ездить домой), на реках Приамурья работают несколько мощнейших ГЭС, через область проходит газопровод «Сила Сибири». Граждане наших стран все чаще заключают интернациональные браки, так что для некоторых построенный группой компаний Руслана Байсарова мост через Амур – это еще и вопрос личной жизни, семьи, планов на долгое счастливое будущее.

Но главное – поставленная руководством нашей страны задача удвоить к 2024 году товарооборот с Китаем просто не могла бы быть выполнена без автомобильного моста в Благовещенске и железнодорожного в Еврейской АО. Сейчас мы торгуем на 100 миллиардов долларов в год, а надо довести этот показатель до 200 миллиардов (около 10% ВВП России). Соя, кстати, играет важную роль в этих цифрах: ее поставки в Китай планируется увеличить в четыре раза за четыре года, выйдя на объем 3,7 млн тонн в год. Понятно, что для Амурской области это станет мощнейшим стимулом к развитию и должно вызвать приток населения – демографическая обстановка в регионе пока что тяжелая.

Мост "Благовещенск-Хэйхэ" Руслана Байсарова будет готов к открытию к лету этого года  

Работа для России

За время работы под руководством Байсарова компания, и до этого занимавшая значимое место на рынке строительных услуг страны, совершила существенный рывок. Она прочно вошла в число лидеров российского строительства и, более того, начала работать за рубежом.

Кратко перечислим другие проекты, по которым работает ГК «СК "Мост"»:

  • расширение железнодорожной колеи на Сахалине;
  • строительство московского метро;
  • прокладка тоннелей на БАМе;
  • строительство железнодорожного виадука в Сербии;
  • строительство горных дорог близ черноморского побережья Кавказа;
  • строительство первой железной дороги в Тыве.

Впечатляет, а ведь это лишь небольшая, хотя и весьма значимая часть проектов «Моста»!

Интересно, что Руслан Байсаров, который родился в августе 1968 года в селе Пригородное еще существовавшей тогда Чечено-Ингушской АССР, первые сорок лет жизни вообще не был связан со строительством. Чеченский предприниматель сперва попробовал себя в индустрии развлечений, потом ушел в нефтяной бизнес (подробнее о биографии – в Википедии и на нашем сайте), и только в начале десятых годов обратил внимание на строительные проекты. Сначала это была богатая полезными ископаемыми Тыва, практически изолированная от остальной России – вывозить продукцию приходилось по разбитым автодорогам. Если для развития нужна дорога – будет дорога, решил бизнесмен и добился принятия решения о строительстве железнодорожной ветки Кызыл – Курагино. И… постепенно втянулся в строительство инфраструктуры. Работал по небольшим проектам, потом вошел в капитал «СК Мост», досконально изучил этот бизнес и принял решение стать мажоритарным акционером Группы.

Самой большой стране мира очень нужна хорошая инфраструктура. Работа по этому направлению – работа на будущее России.

Полная версия