Top.Mail.Ru
Москва
21 мая ‘24
Вторник
Навигация

Должен ли ребенок делиться игрушками с другими детьми?

Многие родители прививают своему чаду жесткое убеждение, что нужно обязательно чем-то делиться с другими людьми.

Во дворе за скопидомство ребенка начинают дразнить «Жадина-говядина!». Однако так ли плохо на самом деле, когда игрушками и сладостями не делятся?

Жизненные ситуации

  1. В маленьком городке летом девочки играли в бадминтон. Ракетки и воланчики были только у Ани, причем достаточно дорогие. Мама позвала дочку с собой в магазин, а игрушки велела оставить, чтобы дети продолжили развлечение. Когда семья вернулась, то обнаружила, что воланчик был потерян, а одна из ракеток сломана и не поддавалась восстановлению. Игравшие девочки извинились и за ущерб никаких денег не заплатили. Аня расплакалась, но ничего не могла сделать: игрушка была безнадежна сломана, мама ее отругала за плохой выбор подруг. Поскольку во дворе играть было больше не с кем, Ане пришлось общаться с этими девочками еще несколько лет.
  2. У Толи была большая коллекция паззлов. Его родители дружили с соседями и предложили им взять несколько коробок на две недели. Соседи не вернули игры вовремя, а когда принесли через пару месяцев, паззлы оказались погрызены собакой и часть составных частей отсутствовала. Игрушки пришлось выбросить.
  3. У Кати была старшая сестра Снежана, которой она завидовала. Ей казалось, что родители больше любят Снежану. Обе сестры ходили в одну школу, поэтому Катя стала привлекать на свою сторону других девочек, раздаривая куклы и другие вещи. На фотографии в 5-м классе родители были неприятно удивлены, когда увидели подаренные ими Кате золотые украшения на чужих детях.
  4. Родители часто журили Кирилла, что он отказывается делиться с другими. Это привело к развитию комплекса. В начальных классах школы на мальчика оказали давление другие дети, и он стал раздавать свои игрушки, сладости, одежду. Мама заметила это, когда из дома стали пропадать вещи.

Это лишь немногие примеры, которые иллюстрируют проблему. На самом деле для ребенка нет такого понятия как «делиться с другими», потому что он сам еще ничего не производит, ничего не создал в своей маленькой жизни. Все, что дитя имеет, родительское! Пока ребенок не начал зарабатывать самостоятельно, он не должен никому ничего отдавать. Те ресурсы, которые у него есть: игрушки, сладости, одежда и другое, все это нужно для его личного развития.

У каждого малыша есть семья (для сирот осуществляют благотворительную помощь различные организации, государство, меценаты). Раздавая игрушки ребенок как будто обкрадывает своих родителей, которые тратили время и силы на то, чтобы заработать деньги на эти вещи!

Выводы из примеров:

  1. Ребенок напрямую зависит от убеждений родителей. Что ему говорят и показывают, то он и воспроизводит.
  2. Из-за неправильных убеждений дитя попадает в ловушку: страдает и когда отдает игрушку, и когда будет играть ею в одиночку.
  3. В случае поломки вещей родителям необходимо объяснить ребенку, что так бывает, попросить его играть более аккуратно.
  4. Когда взрослые отдают что-то малышу, они должны быть готовыми к тому, что вещь будет сломана. Нет смысла покупать дорогие игрушки.
  5. Дети охотно берут чужое. Четко обозначенные границы: «Это кукла Маши, это машинка Саши», – сбережет родительские нервы.
  6. Следует категорически пресекать отдачу игрушек ради повышения статуса среди детей. Если ребенок не чувствует любви папы и мамы, скорее всего, это лишь ощущение. Оно пройдет с годами, когда сын или дочь поймут, как много родители сделали ради них. В тяжелых случаях нужно обращаться к психологу и решать проблему под контролем специалиста.
  7. Когда дети ломают чужие игрушки, их родители должны предоставлять владельцам аналогичные, либо компенсировать потерю материально. Если оставить все как есть, из разряда «никто не виноват», то у ребенка развиваются комплексы вины и неполноценности, потому что говорят одно, а ощущается другое. Например: с чаши весов убрали груз, другая сторона опрокинулась. Материально сломанная игрушка никак не может быть равной устно принесенным извинениям.

Отдельно можно заметить, что ребенок, переросший игрушку, обычно убирает ее в самый дальний угол ящика или выкидывает. Он не делится ей даже после «истечения срока годности».

Ребенок без жадности

Если родители хотят вырастить ребенка, у которого нет жадности, то наилучшим образом будет привить ему несколько качеств:

  1. Умение оценить вещь по значимости и ценности. Если ребенок уже умеет считать, ему можно объяснить стоимость каждой вещи на примере ценников в магазине; показать, сколько стоят его любимые игрушки; выбрать две вещи, чтобы их сумма в итоге была одинаковой, либо сравнить значительно превосходящие по цене изделия. С ребенком нужно разговаривать, спрашивать, все ли понятно, позволять ему самому приводить примеры.
  2. Навыки обмена вещей между собой. Спрашивать у ребенка, к какой категории относится та или иная вещь по типу «Что это?». Пусть отвечает: «Это котенок, домик, конфета». Чем больше мальчик или девочка будет анализировать предметы, тем вернее будет обменивать товары одного ряда, например: яблоко – на грушу, легковую машинку – на самосвал.
  3. Творческие качества помогут малышу делиться своими творениями без сильного ущерба для родительского кошелька. Если обучить мальчика рисовать на бумаге, то он сможет подарить понравившейся девочке свой рисунок, а не игрушку. Если обучить девочку шитью, она сможет сделать себе куклы самостоятельно и делиться ими с другими.

Бесконтрольная отдача личных вещей ребенком – это нарушение границ. Он не понимает плохо – хорошо, свое – чужое. Родители должны четко зафиксировать понимание того, что вот эта вещь принадлежит их чаду, а эта – кому-то другому. Взрослые ни в коем случае не должны отдавать игрушки повзрослевшего ребенка, только обменивать или продавать. Отдача вещей даром подсознательно обесценивает у малыша их вклад в его развитие.

Например: отец все время проводит на работе. Чтобы компенсировать свое отсутствие, он дарит малышу игрушку, делая внутренний посыл: «Папа тебя любит, он что-то дарит». Через несколько лет игрушку просто так отдают кому-то другому. У ребенка возникают комплексы, например: «Отец разлюбил, он отнял у меня символ своей любви, отдал кому-то и теперь любит его, а не меня», «Не было отца в моей жизни, он все время был на работе, и только игрушки напоминали о нем, так теперь нет ни игрушек, ни отца» и другие.

Ребенок – это маленькая личность. Важно дать ребенку самому перерасти игрушку. Когда повзрослеет, сам от нее откажется. Если мальчик или девочка хочет поделиться с друзьями, пусть дарит то, что произвел сам: рисунки, стишки, композиции из шишек и веток. Чем яснее представление ребенка будет о вещах «свое – чужое», тем спокойнее будет жизнь родителей.

Полная версия