Top.Mail.Ru
Москва
3 мая ‘24
Пятница
Навигация

Методика Монтессори: воспитание детей в возрасте 12-24 месяцев

Теперь малыши смогут больше делать своими ручками, до этого задействованными в ползании.

Все помещения, куда ребенок имеет доступ, должны быть безопасными для него. Необходимо убедиться, что малыш не сможет добраться до острых или мелких предметов, ведь теперь он твердо стоит на ногах и может дотянуться до более высоко находящихся предметов. В этом возрасте дети охотно карабкаются на максимально возможную высоту, как бы бросая вызов своим возможностям.

На данном этапе развития ребенка игры на открытом воздухе будут наилучшим времяпрепровождением. Практически повсеместно оборудованы детские площадки, где относительно безопасно, но все-таки под пристальным контролем родителей, малыши могут полазить по разным предметам, накататься с горок, вдоволь побегать. Самое полезное, что может сделать родитель для развития ребенка - позволить ему самостоятельно играть на детской площадке, но при этом всегда находиться рядом с малышом. Падения неизбежны, и они часть обучения и взросления. Ребенок научится подниматься после падения и будет стараться избежать падения в следующий раз, а родители должны быть рядом, чтобы утешить и вдохновить.

Данный возрастной период может потребовать от родителей покупки новых предметов для ребенка. Например, самое время для новых развивающих игрушек, таких, как бизиборд или что-то подобное. Также можно приобрести маленький стульчик и столик, чтобы малыш мог присесть и перекусить, порисовать или просто заняться тем, чем ему хочется. Разместить их можно в комнате малыша, либо в той комнате, где семья с ребенком проводит больше всего времени.

Материалы / игрушки

  1. На этом этапе дети могут понять уже многие вещи, а их координация и сообразительность позволит им освоить множество новых задач. Можно дать ребенку деревянную головоломку из нескольких кусков. Но не стоит выбирать слишком сложные паззлы, давайте ребенку такие, которые он сможет собрать сам, приложив к этому немного усилия и сообразительности.
  2. Пирамидка с колечками разного размера, которые нанизываются на основание в соответствии с размером, - одна из самых полезных игрушек для развития.
  3. Деревянные кубики тоже отлично подойдут. Сначала ребенок будет просто наблюдать за тем, как вы строите из них башню, а затем рушить ее. Со временем ребенок подключится к процессу строительства, а потом и вовсе начнет играть самостоятельно. Обычные кубики желательно разнообразить другими фигурами для развития детского воображения.
  4. Дайте ребенку специальные карандаши (большого размера, удобные для детской руки) и бумагу. Возьмите небольшой поднос, положите на него бумагу и небольшой стакан для карандашей. Это значительно облегчит процесс уборки после рисования, особенно если ребенок выйдет за рамки бумажного листа. Желательно взять поднос контрастного с бумагой цвета. Не стоит ожидать осмысленных рисунков, но сам процесс и различные цвета, которые останутся на бумаге, будут очень привлекательны для ребенка и полезны для его развития в целом. Чуть позже можно предложить ребенку цветные фломастеры и карандаши. Покажите, как правильно их держать, научите рисовать не выходя за края бумажного листа.
  5. Поставьте различные контейнеры и коробочки, в которые ребенок может складывать свои вещи. Лучше всего сразу показать, как правильно их сортировать. Например, конструктор, мягкие игрушки, кубики, шарики - все по отдельности.
  6. На данном этапе развития ребенок просто обожает вставлять вещи друг в друга. Можно дать ребенку ключ от настоящего дверного замка в комнате, либо от шкафа. Это будет мотивировать ребенка тянуться вверх и стараться вставить ключ в скважину. Удивительно наблюдать, с каким упорством ребенок будет стараться сделать это упражнение правильно.
  7. Поскольку ваш малыш с каждым днем все более уверенно владеет своими руками, можно дать ему корзинку или коробку, которую можно открывать и закрывать, мешочек на молнии, чемоданчик с защелками или что-то подобное.
  8. Пустые пластиковые бутылки с крышечками, которые можно откручивать и закручивать, будут просто незаменимы для тренировки рук.
  9. Отличным дополнением ко всему вышеперечисленному будет бизиборд - купленный или сделанный самостоятельно.

Язык

На этом этапе развития ребенок учится общению. Первое осознанное слово может быть сказано уже в возрасте 12 месяцев. Необходимо стимулировать развитие речи, постоянно общаясь непосредственно с ребенком, а не просто рядом с ним. Родители должны не просто говорить малышу, что делать, но также рассказывать ему об окружающем мире, происходящих вокруг событиях.

Используйте книги, пение и стихи, чтобы увеличивать словарный запас ребенка. Желательно при общении с малышом говорить, медленно и четко, проговаривая каждую букву, чтобы он мог разобрать каждый звук, который был произнесен.

Для поощрения речи нужно стараться не предугадывать потребности ребенка. Дайте ему повод начать общение, и чаще всего первыми словами будут их потребности/еда. Не стоит всегда реагировать, если ребенок просто показывает пальцем и "мычит". Назовите предмет, который он хочет прежде, чем дать ему, и позже малыш будет знать, как этот предмет называется и использовать правильное слово для его обозначения. Когда ребенок поймет, что для каждого объекта есть свое название, он может начать показывать на вещи и ждать, когда окружающие произнесут их названия.

Любимые темы детей в этом возрасте - животные, звуки, которые они издают, еда, части тела, транспорт. Нет необходимости говорить с ребенком как с маленьким, называйте вещи правильно и конкретно. Например, это не просто цветок, а красная роза. Чем раньше вы приучите ребенка к такому стилю общения, тем легче ему будет понять язык и расширять словарный запас.

Это также хорошее время, чтобы научить ваших детей вежливому общению, говоря “пожалуйста” и “спасибо”, когда это необходимо. Не стоит забывать о том, что количество слов и фраз, которые ребенок слышит и воспринимает, гораздо больше того, которое он произносит. Поэтому даже, если малыш не произносит предложения, а слова можно пересчитать по пальцам, это не значит, что он вас не поймет. Продолжайте разговаривать с ребенком, рассказывать об окружающих предметах.

Урок трех периодов

У Марии Монтессори был метод обучения детей лексике – она назвала его уроком 3 периодов. Лучше всего использовать реальные объекты, например, 3 вида фруктов, овощей, одежды или посуды. Также это могут быть реалистичные предметы (миниатюры животных), которые можно найти в любом магазине игрушек. Можно использовать коврик на полу, чтобы выложить эти предметы, либо сесть с ребенком рядом за его столом. Для удобства хранения можно использовать поднос или коробку. Бывают даже бизикубы с возможностью хранения в них игрушек!

  1. Первым этапом является введение, или представление, нового объекта. Покажите его ребенку и скажите ”Это (имя объекта)". Затем положите его на коврик или дайте ребенку прикоснуться к нему и подержать, пусть даже понюхает, если это возможно, затем еще раз назовите предмет. Повторите процесс с другими предметами. Тактильные ощущения способствую закреплению слов в памяти.
  2. Второй период заключается в том, чтобы попросить ребенка указать на предмет, который Вы назвали: "Ты можешь показать мне на (название предмета)?" Затем переместите его в другое место, чтобы Вы знали, что ребенок помнит название, а не размещение предмета. Этот период делает урок более живым и интересным. Вы также можете попросить ребенка переместить объект в различные места на коврике, убрать его, положить в коробку, дать Вам.
  3. Третий период заключается в том, чтобы попросить ребенка назвать предмет, на который Вы указываете. В основном это делается с детьми старшего возраста, с более развитой речью.

Количество предметов может быть увеличено в зависимости от того, какие цели Вы преследуете в обучении.

Полная версия