Top.Mail.Ru
Москва
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

Андрей Макаревич. Биография

Имя: Макаревич Андрей Вадимович.Дата рождения: 11 декабря 1953 года.Место рождения: Москва, СССР.

Многонациональная семья

Родные Андрея Макаревича – наглядный пример смешения национальностей и культур в одной семье. Прадед его отца был простым белорусским крестьянином, звали его тоже Андреем. Дед, родившийся в Гродненской губернии, в деревне Павловичи, стал сельским учителем. Его супруга, Лидия Антоновна, в девичестве Уссаковская, родилась в семье греко-католического священника (для них целибат не обязателен, в отличие от латинского обряда). Ее отец был представителем знатного шляхетского рода. Женился он на некоей Анфиле Кириакиди, судя по фамилии, имевшей греческие корни.

Отец лидера «Машины времени» Вадим и его сестра Вера родились уже в Москве, куда его родители переехали в 1915 году. Впоследствии Лидия Антоновна получила звание заслуженного учителя РСФСР.

Прадед Макаревича по линии матери Мойша-Шмуль Бляхман работал резником в одной из синагог Витебска. Его дочь Мариеся (позже ее имя русифицировали и звали Марией Моисеевной) родилась в 1902 году и в итоге выбрала достаточно экзотическую профессию судмедэксперта и паталогоанатома, она работала в Московском уголовном розыске.

А вот ее муж, Марк (Мордух) Эльевич Шмуйлович, по профессии был сапожником и активистом партии Бунд - Всеобщего еврейского рабочего союза в Литве, Польше и России. Впрочем, в 1921 году на территории РСФСР Бунд самоликвидировался.

Архитектор и врач

Отец Андрея Макаревича, Вадим, родился в 1924 году. Он потерял ногу в результате ранения, полученного на Карельском фронте, и уволился из вооруженных сил в сентябре 1945-го в звании гвардии лейтенант. Инвалидность в дальнейшей жизни не помешала – Вадим Макаревич стал успешным архитектором. Среди его работ – «Монумент Победы» в Таллине, «Пантеон вечной славы», памятник Карлу Марксу в Москве и павильон юннатов на ВДНХ. Вадим Григорьевич преподавал в МАРХИ и оформлял советские павильоны на выставках в Брюсселе, Монреале, Париже, Генуе и Лос-Анджелесе.

Женой Вадима Макаревича Нина Марковна Шмуйлович. Она родилась в 1926 году, окончила музыкальную школу и мединститут, получив профессию врача-фтизиатра. Но настоящим делом жизни стала микробиология. Нина Макаревич работала в Центральном научно-исследовательском институте туберкулеза и стала одним из первых  советских микробиологов, заинтересовавшихся нетуберкулезными бактериями. Нина Марковна – автор множества научных работ в этой области. Она получила ученое звание доктора биологических наук.

В семье Макаревичей родилось двое детей. Первенец, Андрей, появился на свет в 1953 году. Его сестра Нина – в 1962-м.

Дочь пошла по стопам отца и стала архитектором. А вот сын выбрал совсем другую профессию и прославил фамилию Макаревичей на всю страну.

В доме Волконских

Первым домом для маленького Андрея стала коммунальная квартира в старинном доме на Волхонке, который когда-то принадлежал князьям Волконским. Из окна мальчик мог видеть музей изобразительных искусств имени Пушкина. Позже Макаревичи получили отдельную квартиру на Комсомольском проспекте.

Интересы Андрея были разнообразны – он мечтал стать водолазом и палеонтологом, держал дома змей, увлекался подводным плаванием и горными лыжами.

Первая попытка профессиональных занятий музыкой, к огорчению родителей, провалилась. Отец научил сына играть на фортепиано, мальчик даже поступил в музыкальную школу, но занятия в итоге бросил.

В 12 лет Макаревич-младший начал играть на гитаре и сочинять стихи. В доме звучали песни Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого.  Но кардинальным образом на его становление повлияло творчество группы, изменившей судьбы музыки всего мира.

Как вынуть вату из ушей

В 1966 году Андрей впервые услышал песни «The Beatles». Впечатление было ошеломляющим. «Было чувство, что всю предыдущую жизнь я носил в ушах вату, а тут её вдруг вынули», - вспоминал потом музыкант.

Андрей стал одной из жертв сокрушительной болезни 60-х под названием «Битломания». Впрочем, слово «жертвы» скорее применимо к его родителям, которых музыка британских рокеров отнюдь не приводила в восторг.

Сын слушал битлов в буквальном смысле от рассвета до заката. Исключение делалось для времени учебы в школе, но в воскресенье для семьи не оставалось и этой отдушины. Иногда родители, потерявшие терпение, изгоняли сына на балкон. Тот не противился, делал звук погромче и одаривал музыкой всех окружающих.

Впрочем, нельзя сказать, что мальчик лишь слушал рок и ничего не делал. В восьмом классе Андрей создал ансамбль «The Kids». Как и многие их сверстники на западе, юные музыканты начали с исполнения кавер-версий песен прославленных групп. Впервые «The Kids» выступили в 1968 году.

Образование

Андрей Макаревич окончил школу № 19 имени Белинского с углубленным изучением английского языка и поступил в Московский архитектурный институт. Однако окончить его без приключений не удалось.

В 1973 году студента Макаревича отчислили из высшего учебного заведения. Официальное объяснение было вполне в духе СССР – будущего архитектора обвинили в том, что он «несвоевременно ушел» с работы на овощной базе. Фактически же, как говорили позднее, причиной стали крайне неодобряемые партией и правительством занятия рок-музыкой.

В СССР этот вид искусства считался не приемлемым, и власти предпринимали попытки предотвратить развитие опасного увлечения среди молодежи.  Особого успеха, правда, достичь не удалось, а шедевры западных рок-музыкантов все же иногда прорывались к советской молодежи, хотя чаще с помощью полулегальных записей, а не официальных изданий фирмы «Мелодия».

После того, как Макаревича выгнали из института, он поступил на работу в Государственный институт проектирования театров и зрелищных сооружений. Там он проработал до 1979 года.

В 1975 году Андрей Вадимович восстановился в институте и окончил вечернее отделение МАРХИ в 1977 году, став дипломированным художником-графиком и архитектором.

«Time Machines»

Главным делом жизни Андрея Макаревича к тому времени давным-давно стала рок-музыка. Его увлечение «The Beatles» разделяли одноклассники  - Александр Иванов, Павел Рубин, Игорь Мазаев и Юрий Борзов, а также их сверстник Сергей Кавагоэ, учившийся в другой школе.

В итоге в 1969 году школьники организовали собственную группу. Название -  «Time Machines» (Машины времени) придумал Юрий Борзов.

Сразу же не обошлось без конфликта – большинство хотело петь песни битлов, Макаревич настаивал на том, что подражать британским музыкантам бессмысленно. Группа даже раскололось, но скоро стало ясно, что этот путь бесперспективен, и ребята воссоединились вновь.

На концертах «Time Machines» выдавали свои версии песен английских и американских групп, а также собственные сочинения, тоже на английском. Постепенно в репертуаре появились и песни на русском, автором текстов которых был Макаревич.

Первую запись начинающие музыканты сделали в том же году. 11 оригинальных песен сочинили на английском языке. Широкой публике представлен лишь один трек,  «This Happened to Me» , он попал в сборник «Неизданное», выпущенный в 1996 году.

Так началась история легендарной группы «Машина времени», бессменным лидером которой стал Макаревич.

«Подпольщики»

Название «Машина времени» - в единственном числе – появилось в 1973 году. Состав группы постоянно менялся, и существовала опасность, что коллектив так и не поднимется выше уровня самодеятельности. Однако в том же году название «инструментального ансамбля» появилось на пластинке, выпущенной Всесоюзной студией грамзаписи «Мелодия». Это была запись вокального трио Линника «Зодиак», «Машина времени» обеспечила музыкальное сопровождение.

Как позже отметил Макаревич, это в общем-то не слишком значительное событие несколько легитимизировало существование группы. Они стали не просто «хиппарями из подворотни», у них «пластиночка» есть!

От исключения из института Макаревича «легитимизация» не спасла. Зато «Машина времени» появилась в кино. Правда, кадры с их участием были в итоге вырезаны. Зато ребята получили первый в жизни официальный гонорар – 500 рублей. На эти деньги они купили «студию» - магнитофон «Грюндиг ТК-46» с функцией перезаписи с дорожки на дорожку.

В 1975 году «Машина времени» должна была появиться в телеэфире, в телепередаче «Музыкальный киоск». И снова неудача – в телеэфир группу не допустили, что, впрочем, для рокеров было скорее плюсом, чем минусом. Зато семь песен, которые вошли в состав второго альбома группы, были записаны в профессиональной студии, и эти записи разлетелись по стране.

О том, что «Машина времени» популярна не только в Москве, музыканты  узнали год спустя. Им удалось выступить на фестивале «Таллинские песни молодёжи—76» . Они завоевали первый приз, и, что более важно в перспективе, познакомились с Борисом Гребенщиковым.  Он помог с организацией самодеятельных концертов в Ленинграде.

Группа продолжала вести полулегальное существование – музыканты слишком отличались от «политически благонадежных» коллег из вокально-инструментальных ансамблей. При этом записи мгновенно расходились по СССР, а на «подпольных» концертах музыканты зарабатывали огромные по тем временам деньги – более тысячи рублей в месяц на каждого (инженер получал 150 рублей, «потолок» квалифицированного рабочего – 300 рублей).

Однако это не спасло группу от распада. Сергей Кавагоэ, считавший себя сооснователем группы, обижался, что ее все больше воспринимают как коллектив Макаревича. Но это был лишь один из поводов. Макаревич и Кавагоэ конфликтовали и в профессиональном, и в личном плане. В итоге они разошлись.

Профессионалы

В мае 1979 года «Машина времени» была воссоздана в новом составе – к Макаревичу присоединились Александр Кутиков, игравший в «Високосном годе», его товарищ по группе Валерий Ефремов и клавишник Петр Подгородецкий.

К тому времени Макаревичу уже надоело существование в подполье. Группа получила предложение от «Росконцерта» и вошла в состав Московского гастрольного областного театра комедии. Фактически лишь теперь они могли считаться профессиональными музыкантами.

Сделкой были довольны обе стороны – от группы отстали партийные кураторы, а театр резко увеличил сборы благодаря афишам, на которых приписали фразу «с участием «Машины времени»».

Альянс с театром длился недолго – группа представила собственную концертную программу и получила возможность выезжать на официальные гастроли. Им даже предложили аккомпанировать суперпопулярной певице Алле Пугачевой, но та благоразумно отказалась.

К тому времени «Машина времени» уже стала одним из лидеров рок-движения СССР. Их популярность была повсеместной, поклонники буквально штурмовали залы, в которых они выступали, а когда «Комсомольская правда» опубликовала критическую статью о группе, письма, в которых читатели ругали редакцию, приходилось сжигать мешками.

И хотя официальных изданий альбомов не было, а выступать в Москве группе было запрещено, сам факт их выхода из подполья знаменовал близкие перемены.

Макаревич позже признавался, что, как и многие, относился к политике СССР критически, но диссидентом никогда не был и про политику не писал. Слушатели сами находили близкий им контекст.

А в 1985 году в СССР грянула перестройка.

Ветер перемен

Первая настоящая пластинка «Машины времени» появилась в США. Пиратское издание, состоящее из компиляции студийных записей, появилось в 1982 году. Денег музыканты так и не увидели, они достались ВААП – Всесоюзному агентству по авторским правам, которое владело монополией на художественно-изобразительные произведения советских авторов. Зато Макаревичу пришлось объясняться в КГБ.

Начавшаяся перестройка наконец-то зажгла перед русскими рокерами  «зеленый свет». Макаревич снялся в художественном фильме «Начни сначала» - прототипом главного героя был он сам, музыканты начали появляться на телевидении, впервые выехали за рубеж, приняв участие во втором международном фестивале «Japan Aid». А осенью «Мелодия» наконец-то выпустила первый официальный альбом группы «В добрый час». Это был сборник песен разных лет, в подготовке которого музыканты даже не принимали участие. Но начало было положено.

Больше у «Машины времени» не было проблем ни с изданием альбомов, ни с организацией концертов. Юбилейный концерт группы в честь 20-летия группы прошел в Лужниках, а 25-летие отметили восьмичасовым марафоном на Красной площади, на котором присутствовали более 300 тысяч человек. Перед ними выступили не только юбиляры, но и группы «Воскресение», «Nautilus Pompilius», «Неприкасаемые» и «Чайф».

Машина настоящего времени

Сейчас в составе «Машины времени» выступают Андрей Макаревич, Александр Кутиков, Валерий Ефремов и Андрей Державин (вошел в группу в 2000 году).

Андрей Макаревич также участвует в проекте «Оркестр креольского танго», который играет блюз, джаз, босса-нову, свинг, румбу и шансон, в проекте «Джазовые трансформации» и блюзовых джем-сейшенах. Он автор нескольких книг.

Жены и дети

Личная жизнь Андрея Макаревича была не скучной, хотя и слишком бурной ее назвать нельзя, тем более для рок-музыканта.

В 1976 году Макаревич вступил в брак с Еленой Игоревной Глазовой, дочерью известного советского политического обозревателя Игоря Фесуненко. Молодых хватило на три года. В 1976 году брак распался.

Второй его избранницей стала Анна Михайловна Голубкина, раньше она была замужем за музыкантом Алексеем Романовым. У четы Макаревичей в 1987 году родился сын Иван, но в 1989 последовал развод.

В середине 1990-х журналисты ожидали брака между Макаревичем и ведущей радиостанции «Европа-плюс» Ксенией Стриж, однако впоследствии она отрицала, что отношения между ней и рок-музыкантом могли зайти настолько далеко.

Затем два года Макаревич прожил с Анной Вячеславовной Рождественской. В 2000 году у пары родилась дочь Анна, но оформлять официально отношения они не стали.

Дольше всего продержалась третья жена, Наталья Николаевна Голубь. Свадьба состоялась 31 декабря 2003 года. Однако в 2010 году и этот брак Макаревича распался.

У Андрея Вадимовича также есть внебрачная дочь Дана. Сейчас она живет в Филадельфии.

Скандалы

Музыкант по-прежнему старается держаться в стороне от политики и избегает участия в партиях и общественных движениях. Апофеозом его общественной деятельности долго оставалось выступление перед защитниками Белого дома в 1991 году, за это музыкант получил медаль «Защитник свободной России». Также он был доверенным лицом Бориса Ельцина в ходе выборов президента 1996 года.

В целом его отношение к властям можно было назвать положительным. Все изменилось в 2010-е, когда музыкант начал высказывать недовольство происходящим. Он подписал обращение к тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву с призывом устроить справедливое разбирательство дело Ходорковского, назвав его «затянувшимся позором России». Участвовал в протестной «Прогулке писателей» в 2012 году, а 6 августа в «Московском комсомольце» было опубликовано его открытое письмо Путину, где говорилось о резко выросшем за последние годы уровне коррупции, о вымогательстве чиновников и неработоспособности судов. Путин ответил на следующий день, посоветовав написать и предпринимателям, которые коррупцию поддерживают. Ну что ж, власти хотя бы слышат, что им говорят, отметил тогда музыкант.

Он пытался защитить участниц группы Pussy Riot и безуспешно протестовал против закона Димы Яковлева, поддержал Навального на выборах мэра Москвы, шел в Марше мира – и чуть не стал жертвой нападения. Потом он вспоминал, что «мужики лет под 50» его узнали и крикнули в спину: «Андрюха! Жид Бандере продался». «Боюсь, этот народ уже не спасти», - отметил музыкант.

С тех пор его высказывания становились все более едкими, а реакция общественности - все более нетерпимой. После выступления перед детьми-беженцами в украинском Святогорске началось то, что сам Макаревич назвал травлей. Его называли «пятой колонной» и перешедшим на сторону врагов России, изгоем и заблудшей овцой. Его концерты отменялись, а 25 сентября 2014 года в ходе выступления в Московском международном доме музыки распылили газ в зрительном зале (Олега Миронова признали виновным в хулиганстве и приговорили к трем годам колонии строгого режима). Акция сопровождалась выкриками «Предатель родины».

Музыкант отбивался как мог, в том числе обращался к чиновникам. Те, правда, предпочитали не вмешиваться – мол, что ж поделать против общественного мнения. И хотя о политике музыкант теперь предпочитает не говорить, его высказывания то и дело вызывают острую реакцию соотечественников.

Последний скандал вспыхнул 17 марта 2018 года, когда музыкант в своем ФБ написал, что по сравнению с россиянами американцы «спокойнее, веселее и добрее». И не потому что они стали лучше, а потому что «с нами происходит что-то ужасное». А в комментариях добавил по поводу реплики о госпропаганде в современной России: «Мне кажется они открыли какой-то двадцать пятый кадр, который реально превращает людей в злобных дебилов».

Как написал потом музыкант, находившийся в США, его забросали таким количеством звонков, что он испугался, что кто-то умер. Выяснилось, что соотечественники в очередной раз обиделись.

«Я, оказывается, «назвал россиян злобными дебилами»! Меня осуждают! А только зря они это - не говорил я такого. А написал я в каком-то комментарии дословно следующее (речь шла о телевидении): «МНЕ КАЖЕТСЯ, ГОСПРОПАГАНДА ИЗОБРЕЛА КАКОЙ-ТО ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ КАДР, ПРЕВРАЩАЮЩИЙ ЛЮДЕЙ В ЗЛОБНЫХ ДЕБИЛОВ». Есть разница, нет? Хотя судя по поднявшейся волне - работает этот двадцать пятый кадр, работает», - прокомментировал Макаревич.

Полная версия