Top.Mail.Ru
Москва
24 апреля ‘24
Среда
Навигация

Хильдегарда Бингенская - безумная пророчица из тьмы веков

Какими мы привыкли видеть женщин эпохи Средних Веков? Угнетенные, гонимые церковью с самого рождения, вынужденные всю жизнь искупать грехи, некогда совершенные их прародительницей-Евой…

Есть в истории женщина, которая ломает все наши стереотипы. Речь о Хильдегарде Бингенской (Святой Хильдегарде), немецкой монахине, теологе, аббатисе монастыря и пророчице.

Чем же она знаменита?

Святая Хильдегарда была одной из немногих выдающихся женщин в истории церкви. Прежде всего, она – одна из 4 женщин, которые были удостоены звания Доктора Церкви (doctor of the church), что доказывает неоспоримое влияние их работ на Римскую Католическую Церковь. Многими почитается как покровительница музыкантов и писателей. Но наиболее известный факт ее биографии – мистические видения, которые легли в основу ее знаменитого труда Scivias (1152).

Хильдегарде было 15 лет, когда она покинула стены своего знатного дома и попала в один из монастырей ордена бенедектинцев. Юная монахиня получила блестящее образование: помимо чтения священного Писания Хильдегарда изучила основы семи свободных искусств (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка), латинскую патристику, литургику.

С детства у нее были мистические видения, о которых она могла рассказать лишь своей настоятельнице Ютте:

«Видения являлись мне не во сне, не в мечтах, не в безумии, не скрытно и тайно; они представлялись не глазам тела, не ушам плоти. Будучи в здравом уме и твердой памяти, я созерцала их духовным взором, слышала внутренним слухом; они сотворялись открыто и явно, по воле Божией».

В 42 года Хильдегарда поведала о своих видениях духовнику Вольмару, сообщив, что получила дозволение свыше записать все свои видения. По такому поводу был созван совет, на котором подлинность видений была доказана, и монахиня получила в помощники монаха-писаря. С 1142 по 1152 годы она записала 26 видений, которые являются пророческими и апокалиптическими по форме трактую темы как церкови, отношений между Богом и человечеством и искупления. Сборник получил название «Путеведение, или Познание путей Господних» (Scivias; «Scito vias Domini»).

Нельзя не отметить ее широкий кругозор и талант к сочинительству. Хильдегарда сочинила 77 лирических поэм, к каждой из которых была написана аранжировка. Ее многочисленные письменные труды включали в себя описания жития святых; два трактата по медицине и естествознанию(Liber subtilitatum diversarum naturarum creaturarum, ок.1150-1160 гг.), отражающие редкое в тот период качество научных наблюдений; и обширная переписка, в которой можно найти дополнительные пророчества и аллегорические трактаты. В качестве развлечения она, ни много ни мало, изобрела собственный язык (Lingua Ignota). Она много путешествовала по всей Германии, проповедуя многочисленным группам людей о своих видениях и религиозных взглядах. Около 1147 года Хильдегарда покинула Дисибоденберг с несколькими монахинями, чтобы основать новый монастырь в Рупертсберге, где она продолжала использовать дар пророчества и записывать свои видения в письменном виде.

Ученые склонны полагать, что пророческий дар Хильдегарды есть ни что иное, как форма шизофрении, при которой помутненный рассудок воспроизводил различные несуществующие эпизоды. Так это или нет, факт остается фактом – Хильдегарда Бингенская не только оставила после себя бессмертное наследие, но и показала, какими все-таки разными были женщины Средневековья.

Полная версия