Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Жизнь и карьера Николая Борцова: как поднялся благодетель Лебедяни

Липецкая область четыре созыва подряд командировала в Госдуму депутата с типичной биографией "красного директора", хорошо подсуетившегося в хаосе приватизации.

Родом из СССР

Депутат Госдумы Николай Борцов – яркий представитель вымирающей ныне советской номенклатуры. Родился будущий миллионер, государственный деятель и политик за день до победы в Великой Отечественной Войне в городе Лебедянь, входившем тогда в Рязанскую область. А с 1954 года город стал административным центром Лебедянского района Липецкой области, каковым остается и по сей день.

Рос Николай Иванович в непростое для страны время. Отец погиб на фронте, так что его воспитывали мать и бабушка. В отличие от большинства своих сверстников-полуолигархов, про него никак нельзя сказать, что он всем обязан номенклатурному положению своей семьи.

С шестнадцати лет начал работать грузчиком на макаронной фабрике, совмещая работу с учёбой в вечерней школе. После армии работал слесарем на винном заводе в родной Лебедяни.

Получив диплом о среднем специальном образовании, устроился работать мастером на Лебедянский инструментальный завод.

В 1969 году будущий миллиардер (а с учетом деноминации 1997 года – «триллиардер») окончил Мичуринский технологический техникум по специальности «оборудование предприятий консервной промышленности» в качестве техника-технолога. В 1980 году, уже сделав какую-никакую карьеру, в рамках повышения управленческой квалификации заочно окончил Московский всесоюзный финансово-экономический институт. Это было обязательным условием для нового и самого важного карьерного шага: в 1981 году Борцов стал директором завода «Лебедянский».

И так бы самоотверженно работал Николай Иванович на благо Родины и, как чуть позже выяснилось, своего семейства до самой глубокой старости, но случился девяносто первый год и развал Советского Союза. А там началась совсем другая реальность.

Николай Иванович женат. У него есть дочь Наталья, а вот сын Юрий, правая рука отца в бизнесе, скончался от инсульта в 2010 году в возрасте сорока лет. Работал он на руководящих должностях на заводе «Лебедянский», а также занимал должность руководителя фракции «Единая Россия» в Липецком облсовете.

Откуда завод?

С 1992 года Николай Иванович стал генеральным директором и, по всей видимости, основным акционером ОАО «Экспериментально-консервный завод «Лебедянский». Советское время не смогло затормозить номенклатурного работника, и с приходом «лихих девяностых» он быстро переформатировался в бизнесмена.

Вопросы типа «Откуда у честного директора деньги на покупку градообразующего предприятия?» задавали тогда во всех уголках России. Где-то, как в случаях с «Северсталью» и НЛМК, схемы утекли в открытый доступ, но данные по скромному тогда Лебедянскому заводу в открытых источниках отсутствуют, а очевидцы событий делиться воспоминаниями не спешат. Напомним, именно в августе 1992 года в России начли реализовывать сценарий приватизации, ранее применявшийся в Чехословакии и Болгарии. Было принято решение выдать всем гражданам России приватизационные чеки – они же ваучеры.

Уже к концу 1992 года большинство российских граждан стали счастливыми обладателями ваучеров. Но как с ними обращаться и что делать, народонаселению никто толком не объяснял.

Логично предположить, что Борцов с сыном по дешёвке скупали ваучеры или приобретенные на них акции у дезориентированных новой экономической реальностью работников, что в итоге помогло им установить свой контроль над заводом. Они подсуетились вовремя: в 1994 году срок ваучерной приватизации истек, всевластие “красных директоров” закончилось. На этом этапе менялся характер приватизации – от бесплатной и быстрой раздачи собственности кому попало предстояло перейти к ее передаче четко очерченному кругу приближенных лиц в ходе залоговых аукционов. В дело вступили крупные хищники.

Вагоны с вареньем

Незадолго до приватизации сын Николая Ивановича Юрий решил себя попробовать в бизнесе – торговал вареньем вместе с однокурсниками (когда отец – директор консервного завода, это решение выглядит логичным). Но друзей поджидало фиаско. Независимость не удалась.

После приватизации завод находился на грани банкротства – по крайней мере такова официальная версия многочисленных интернет-источников, в схожих выражениях восхваляющих предпринимательские таланты Борцовых. Пишут, что крупная поставка соков на Крайней Север получателями оказалась неоплаченной, к этому стоит прибавить задолженность перед TetraPak за разливочную линию, также образовавшую ощутимую финансовую дыру в полупустом бюджете. На помощь Николаю Ивановичу пришёл сын Юрий. Став заместителем гендиректора завода, он создал новую фирму, через которую пошел сбыт соков – известная схема, по которой основная прибыль должна оседать в карманном предприятии. Но в отличие от многих других ранних приватизаторов, банкротить завод Борцовы не стали: они начали переговоры о с TetraPak о реструктуризации задолженности.

Бизнес в те не такие уж далёкие времена представлял собой лотерею в стиле русской рулетки. Но если молодым воротилам карьеру довольно часто обрывали киллеры, то бывшим партийным функционерам было в целом попроще. Они спокойно могли найти общий язык с работягами и продолжали с ними ментально жить в СССР, позиционируя себя спасителями сотрудников от ужасов свободного рынка.

С приходом нулевых на горизонте возник типичный конфликт отцов и детей. Именно тогда произошёл первый серьезный спор Николаем и Юрием. Николай Борцов не понимал, зачем тратить на рекламную кампанию соков половину прибыли завода, равную по стоимости двум новым линиям по разливу. Да и проблем со спросом на соки не было. Но Юрий отца переубедил, после чего и начался расцвет Лебедянского завода.

IPO, кризис и изливание соков

В 2005 году Борцовы провели IPO. На тот момент капитализация завода составляла около $1,9 млрд. А вскоре американская компания PepsiCo предложила за 76% акций «Лебедянского» завода 1,4 миллиарда долларов. Сделка была завершена в последнюю неделю августа 2008 года, а уже в сентябре начался обвал фондовых рынков. Так что бывшему номенклатурному работнику повезло как никому другому: через полгода он не получил бы и половины этой суммы.

«Эта сделка предоставляет нам отличную базу для продолжения экспансии на один из наиболее быстро растущих соковых рынков мира», – заявил тогда гендиректор PepsiCo International Майкл Уайт.

Однажды эта экспансия пролилась прямо на улицы Лебедяни. Утром 25 апреля 2017 года обрушился склад с готовой продукцией. Лавина сока прокатилась по соседним с предприятием и улицам, а попав в системы водоотведения, сок попал в реку Дон, нимало не порадовав местных рыб. Спустя два дня возникла повторная угроза потопа, так как под завалами оставалось около семи миллионов литров сока. Работники PepsiCo сооружали плотины из наливных резиновых конструкций и вели обваловку Дона, чтобы в случае прорыва импровизированной плотины сок не попал в реку.

Разлив сока – не разлив нефти, вся страна за ним не следила, но жителям Лебедяни он запомнился надолго. Следил за событиями и Борцов-старший, который не раз признавался: «Если честно, сердце иногда ёкает по «Лебедянскому». Так сильно ёкает, что интернет изобилует словно написанными под копирку благостными текстами о господине Борцове и тех благодеяниях, которыми он осыпает Лебедянь.

Дела депутатские

В 2003 году Николай Борцов стал депутатом Государственной Думы четвёртого созыва – и с тех пор с Госдумой не расставался.

Но нельзя сказать, что Николай Иванович прямо-таки умирает за народное дело. За все годы он выступил соавтором семидесяти законодательных инициатив и поправок к проектам федеральных законов – как правило, среди десятков, когда и сотен коллег. Имеет за плечами тринадцать выступлений, последнее из которых было более девяти лет назад, в 2012 году – с тех пор Госдума слышала его голос исключительно в кулуарах. Так что полученная им в феврале 2020 года правительственная благодарность «за заслуги в содействии проведению социальной и экономической политики государства и осуществлению эффективной деятельности госорганов» – фактически просто награда за выслугу лет.

Зато есть у него и реальные достижения. Депутат занимает 194 место в списке «200 богатейших бизнесменов России 2021» по версии Forbes, а его состояние оценивается в 550 миллионов долларов. Годом ранее он был признан самым богатым липецким депутатом. И, вероятно, самым пассивным – если бы существовали такие рейтинги.

За 2020 год Николай Иванович заработал 808 831 944 руб. Имеет в собственности три земельных участка под индивидуальное жилищное строительство площадью 200, 21 и 23 сотки. Также владеет «на праве пользования» земельным участком для размещения домов индивидуальной жилой застройки (постоянное бессрочное пользование) – 11 соток. Безвозмездно пользуется внушительным жилым домом площадью более 400 кв. м и скромной квартиркой на срок полномочий депутата Государственной Думы – 85 м. Но от народа не отрывается: помимо автомобиля Mercedes Benz 3450 4MАТIC, у Борцова есть колесный трактор «Беларусь 82.1» и скромный «колхозный» прицеп «МЗСА-817711».

Возраст поджимает - политическая карьера Борцова, скорее всего, закончена. Время подводить итоги, но многое остается неясным.

Существует ли зависимость между депутатским статусом Борцова и его доходами? Сидел бы он в Думе, если бы не зарабатывал такие деньги? Зарабатывал бы он их, не обладая депутатской неприкосновенностью?

Хорошо, это вопросы риторические, ответа не требуется. А вот что действительно хотелось бы понять – зачем Липецкая область, которая за время депутатства Борцова потеряла 83 тысячи жителей (четыре Лебедяни!), не нашла себе другого представителя в Госдуме?

Полная версия