Москва
30 апреля ‘24
Вторник

Самые громкие и необычные побеги советских граждан из СССР

Далеко не каждый человек мог свободно выехать из Советского союза за рубеж. Но некоторые граждане умудрялись это делать, угоняя самолеты, проплывая сотни миль и предавая родину.

Станислав Курилов

Инструктор по глубоководному погружению в Институте биологии моря во Владивостоке, Курилов мечтал побывать в разных странах, и вообще посмотреть мир не только на картинках.

Однако, за границей у него жила сестра, вышедшая замуж за индуса, а затем уехавшая с семьей в Канаду. Так что, Курилова не выпускали даже в соцстраны.

Тогда он и запланировал свой побег, который готовил долго и тщательно. Однако, удалось реализовать свою мечту совершенно неожиданно.

В конце 1974 года он увидел объявление о круизе на лайнере «Советский Союз», маршрут которого проходил от Владивостока до экватора и обратно, но без выхода граждан на берег иностранных государств.

Купив билет на судно, бывалый океанолог, Курилов проложил по карте оптимальный маршрут передвижения вплавь и ночью 13 декабря спрыгнул с кормы судна в воду.

Он преодолел вплавь, без еды, питья и сна около сотни километров, прежде, чем добрался до филиппинского острова Сиаргао. Местные люди и власти, узнав, через что прошел этот человек, встретили его тепло. А потом историю Курилова раструбили все мировые газеты.

Тем временем, он получил гражданство Канады и перебрался туда, уже зная, что на родине его заочно приговорили к десяти годам за измену.

В Канаде не сразу, но Курилов нашел себя, работая в местных компаниях, занимающихся морскими исследованиями. Но главное, он мог по работе ездить буквально по всему миру. Это было его главной мечтой - жить факически без границ.

Кстати, будучи в Израиле, познакомился там со своей будущей женой, а после свадьбы остался жить в Хайфе, устроившись работать в местный океанографический институт.

Курилов погиб 29 января 1998 года во время водолазных работ. Освобождая запутавшееся в рыболовных сетях оборудование, он случайно попал в сети сам. И прежде, чем он успел освободиться, у него закончился воздух.

Виктор Беленко

6 сентября 1976 года советский летчик, пилотируя истребитель «Миг-25П», направил его на восток, и вскоре сел в Японии. А уже там попросил политическое убежище в США.

Уже после побега многие вспомнят, как Виктор не раз высказывался плохо по поводу советской действительности, о плохих условиях для летчиков из СССР, по сравнению с которыми американские военные пилоты живут, как в сказке.

Мол, они и получают больше, и работают меньше. А по праздникам и выходным их вообще никто тронуть не имеет права. Иначе в суд подадут.

Когда же самого Беленко в очередной раз вызвали на учения в выходные дни, это стало его последней каплей терпения. И он рискнул, решив не возвращаться. Американское гражданство советский пилот в итоге получил, однако, райской жизни в Америке у него так и не вышло. А в СССР он и вовсе навсегда остался изменником Родине, приговоренным к расстрелу.

Лиля Гасинская

Устроиться даже простой официанткой на круизный теплоход, который ходит за рубеж, мечтали многие советские девчонки. И мир посмотреть, и хорошие деньги получать, да и чаевые там были совсем другого уровня. Ибо публика тоже была непростой и не бедной.

Но Лиля Гасинская устроилась работать на советский круизный теплоход «Леонид Собинов» официанткой совсем с другой целью. Она с детства мечтала уехать из СССР, и работа на теплоходе стала первым шагом к осуществлению давней мечты.

14 января 1979 года, когда судно встало на якорь в порту Сиднея, 18-летняя Гасинская в красном бикини вылезла через иллюминатор, поплыла через весь Сиднейский пролив. Спустя сорок минут она вышла на берег, и на ломаном английском обратилась к прохожему за помощью.

К этому времени на Лилю уже открыли настоящую охоту работники советского консульства, но местные репортеры обнаружили ее первой и спрятали беглянку в обмен на эксклюзивные интервью и фото в бикини.

Между тем власти Австралии встали перед непростой дилеммой.С одной стороны им не хотелось портить отношения с Советским союзом, да и перебежчица не была ни политиком, ни разведчиком, ни знаменитостью, и ни с какой точки зрения интереса не представляла.

С другой стороны, если бы Австралия отдала бы беглянку Москве, где ее наверняка ждал бы длительный срок, если не расстрел, австралийские власти могли попасть под перекрестный огонь критики со стороны США, Великобритании и других лидеров западного мира.

В итоге после серии публичных выступлений, в которых Лиля с упоением рассказывала о своей ненависти к коммунизму, «построенному на лжи и пропаганде», она получила политическое убежище.

На новой родине Гасинская стала настоящей звездой: рекламировала красный купальник, снялась для нескольких журналов, вышла замуж за фотографа большого журнала, была диджеем и даже снялась в нескольких сериалах. В общем, в какой-то мере, рискованный заплыв через Сиднейский пролив себя оправдал.

Дайна Палена

Еще одна беглянка-официантка опасных заплывов устраивать не стала, хотя тоже рисковала жизнью и здоровьем. 10 апреля 1970 года, когда советское рыболовное судно проходило в 170 километрах от Нью-Йорка, с него был отправлен сигнал бедствия. Одна из работниц корабельного общепита отравилась и находится чуть ли не при смерти.

Американские спасатели забрали с советского судна официантку, 25-летнюю латышку Дайну Палену, и отправили в больницу. Там врачи выяснили, что девушка приняла огромную дозу сильнодействующих препаратов. Причем, не с целью суицида, а чтобы попасть на американский берег. Хотя она была буквально в шаге от смерти.

Но едва очухавшись, Дайна попросила политического убежища в Америке. И хотя для США она особой ценности не представляла, в Вашингтоне оценили ее отчаянный шаг, и дали ей убежище буквально за несколько дней до ее предполагаемого отъезда в СССР.

Николай Гилев и Виталий Поздеев

27 октября 1970 года в небе над Черным морем случилось ЧП. Два двоюродных брата-студента 21-летний Николай Гилев  и 20-летний Виталий Поздеев, купив билеты на рейс «воздушного такси» по направлению Керчь-Краснодар, уже в воздухе пригрозили пилотам расправой, и заставили их взять курс на Турцию.

Самолет приземлился в Стамбуле, а угонщики тут же на камеру запросили политического убежища в США. Однако, американское правительство не спешило с ответом, и братьям пришлось больше года жить взаперти в посольстве США в Турции.

Они были истощены морально и физически, уже давно пожалев о своем поступке. И когда к ним на встречу напросился агент КГБ, представившийся журналистом, и привезший им письма от родных, уговорить их вернуться на родину не составило никакого труда.

«Журналист» пообещал, что Советский союз их простил и в лучшем случае они отделаются условным сроком. Конечно, прощать их никто не собирался. Так что, после суда Гилев отправился в колонию на 10 лет, а Поздеев на 12.

Игорь Иванов

В 1979 году 32-летний советский шахматист Игорь Иванов сенсационно обыграл ранее непобедимого Анатолия Карпова, и на следующий год с благословения советских властей полетел на международный турнир на Кубу.

После соревнований авиалайнер, возвращавшийся в СССР, приземлился в канадском Ньюфаундленде, чтобы заправиться. Иванов, поддавшись секундному порыву, тихо встал со своего места, и никем не замеченный вышел из салона. Приставленный к нему куратор из КГБ в это время как раз задремал.

Шахматист вышел на взлетно-посадочную полосу и, глянув, что аэропорт находится слишком далеко, и добежать до него он не успеет, обратился к его сотрудникам, занимавшимся заправкой лайнера.

Те все поняли с полуслова, и доставили странного пассажира к начальству. А уже там, когда к нему подошли местные чиновники, советский спортсмен попросил политического убежища.

Ему пошли навстречу, оставили в стране. Позднее спортсмена не выдали по запросу советской стороны, а еще позже Иванов стал гражданином Канады, став одним из ее лучших шахматистов.

Не раз выигрывал местные турниры, и от сборной Канады участвовал на международных соревнованиях, встречаясь, в том числе, и с советскими шахматистами.

Закончив выступать, поселился в Соединенных Штатах, и перешел на тренерскую деятельность. Трудно сказать, выиграл что-то своим побегом спортсмен или нет, но сам он не раз признавался, что рад жить в свободном мире.

Александр Могильный

Хоккеисту, позднее ставшему звездой НХЛ, во время побега из СССР в 1989-м было всего 20 лет. События начали разворачиваться в Стокгольме, где Могильный в составе сборной Советского союза выиграл чемпионат мира.

Незаметно выйдя из гостиницы, спортсмен пришел в американское посольство и попросил убежища в США. Оно ему было предоставлено, и вскоре Александр уже выступал за «Баффало Сейбрз».

Позднее Могильный объяснил свой побег тем, что он - олимпийский чемпион и обладатель других регалий, жил, как нищий, даже не имея своего угла. В НХЛ хоккеист показал себя во всей красе, став настоящей звездой. Да и гонорары получал миллионные. Похоже, о своем побеге Александр ни разу не пожалел.

«Джаз-банда» Овечкиных

8 марта 1988 года семья джазовых музыкантов совершила одну из самых дерзких и кровавых попыток угона пассажирского самолета в эпоху СССР. Они мечтали покинуть страну советов и устроиться на Западе.

Лайнер следовал из Иркутска в Ленинград, на нем в северную столицу якобы на гастроли отправились и Овечкины: мать Нинель и десять ее детей разного возраста.

Тщательный досмотр перед посадкой на борт не проводился, что позволило музыкантам пронести с собой два оружейных обреза, сотню патронов и самодельные взрывные устройства, спрятанные в инструментах.

Главными исполнителями угона стали старшие дети Нинель - Василий, Олег, Дмитрий, Александр и Игорь. Было объявлено о смене курса, но угон не удался.

Под предлогом дозаправки самолет сел на военном аэродроме и был взят штурмом. О том, насколько удачным или неудачным он был, спорят до сих пор. Освобождение лайнера стоило жизни девяти человек.

Погибли пятеро захватчиков - сама Нинель и четверо ее сыновей, бортпроводница Тамара Жаркая и трое пассажиров. Ранения и травмы получили почти два десятка человек, включая еще двоих Овечкиных, и двух сотрудников милиции.

Выжившие члены семьи угонщиков были отправлены в колонии на длительные сроки, а несовершеннолетние попали в детдом. Позднее про эту историю вышло немало программ и документальных фильмов. И в 1999-м даже была снята художественная лента «Мама», отдаленно напоминающая историю Овечкиных.

Главные роли исполняли замечательные актеры Нонна Мордюкова, Олег Меньшиков, Владимир Машков, Евгений Миронов и Сергей Кравченко.

Полная версия