Top.Mail.Ru
Москва
25 апреля ‘24
Четверг
Навигация

«Блокадная Мадонна»: удивительная жизнь поэтессы Ольги Берггольц

Советская поэтесса прожила долгую жизнь, пройдя через репрессии, блокаду, творческое забвение и личные трагедии.

Ольгу Берггольц не зря называли «блокадной Мадонной». В суровые годы Великой Отечественной Ольга Берггольц оставалась в осажденном немцами Ленинграде. Ее стихи часто звучали по радио, она много встречалась с людьми, пытаясь поддержать их дух с помощью своей поэзии.

Берггольц выжила в те страшные годы. А вот ее второй супруг литературовед Николай Молчанов умер от голода зимой 1942 года. Спустя годы Ольга Берггольц посвятит ему лучшую, по собственному мнению, поэтическую книгу «Узел».

Но еще до войны ей предстояло не раз лицом к лицу столкнуться с репрессивной машиной той эпохи.  Советская поэтесса была арестована в декабре 1938 года. Обвинения были стандартные - связи с врагами народа, и заговор Ворошилова и Жданова.

Показания выбивали так же стандартно для тех лет – побои и пытки. С учетом того, что на момент ареста поэтесса была в положении, ребеночек родился мертвым.

Это была уже вторая потеря малыша, поскольку примерно за год до ареста Берггольц проходила свидетелем по другому делу, но даже в таком статусе ей пришлось хлебнуть лиха. В итоге случился выкидыш.

Поэтесса провела в камере сто семьдесят один день, каждый день бывая на допросе. Но палачи НКВД так и не сломили хрупкую женщину.

Ольга категорически отрицала все обвинения против себя и отказывалась давать показания против других обвиняемых, проходящих по сфабрикованному делу «Литературной группы».. Хотя за это ей обещали поблажку.

Тем не менее, по тем временам случилось почти чудо. После полугода в тюрьме ее не только выпустили на свободу, но и полностью реабилитировали. Чего не скажешь о ее подорванном здоровье и, как она сама потом говорила, растоптанной душе.

После войны ее хвалили, но награждать не спешили. По мнению властей, стихи поэтессы были слишком пессимистичны. Все больше про боль да по страдания. А послевоенной стране нужны были позитивные сказки.

Тем не менее, написанная ею в 1950 году поэма «Первороссийск» и в 1952 году цикл стихов о Сталинграде были отмечены Сталинскими премиями.

Но поэтессу все равно не слишком жаловало государство, хотя ее стихи и поэмы постоянно печатались в ведущих изданиях страны.

Власти присматривали за Берггольц, боясь, что ее любовь к правде однажды может прорваться, как вода через плотину,    и превратиться в настоящее диссидентство.

А она и не собиралась бунтовать. Ей просто нравилось облекать увиденное в рифму, ничего при этом не выдумывая. Ольга Берггольц не была сказочницей, она была поэтессой. Писала то, что шло изнури, из души. А еще из памяти, из воспоминаний прошлого.

Ее последняя сборник стихотворений, вышедший в 1972 году, так и назывался – «Память». А через три года ее не стало.

Сердце поэтессы остановилось 13 ноября 1975 года в Ленинграде - в городе, в котором она прошла тяжелые испытания, в котором она любила и теряла, падала и вставала. В городе, в котором она родилась и в котором умерла.

Полная версия