Top.Mail.Ru
Москва
23 апреля ‘24
Вторник
Навигация

Мария Бутина: шпионка, которая хотела подружить Трампа с Путиным

Мария Бутина. Биография: «Справедливая Россия», отъезд в США, «Право на оружие» и шпионский скандал, поход в Госдуму и декларация с иностранными облигациями.

В конце октября 2019 года в США на свободу вышла Мария Бутина, которую осудили за «сговор с целью незаконной работы иноагентом». Саму Бутину в США считали шпионкой, которая входила в доверие к конгрессменам и действовала в интересах Москвы. Российские Telegram-каналы утверждали, что куратором россиянки был экс-сенатор от Марий Эл Александр Торшин.

Ранние годы

Мария Бутина появилась на свет в ноябре 1988 года в Барнауле. Она на одни пятерки завершила обучение в гимназии, после чего поступила в Алтайский госуниверситет. Его она закончила также с отличием, получив диплом политолога. После вуза Мария отправилась в аспирантуру, однако вскоре после поступления перебралась в Москву.

Политикой Бутина увлеклась в середине нулевых. Начинала она как специалист по работе с молодежью в движении «Победа», которое в свое время организовали «справедливороссы». После этого была работа в барнаульском филиале Ротари-клуба и деятельность в качестве советника алтайского предпринимателя Андрея Степурко.

Мария Бутина и «Право на оружие»

Собственно уже тогда стало ясно, что Марию весьма интересует тема легального оборота оружия. Она неоднократно выступала с продвижением этой идеи.

Одним из шагов стало основание в 2010 году общественной организации «Право на оружие». Ее целью было заявлено смягчение законов в части ношения огнестрельного оружия. На съездах «ПнО» в разное время были совершенно различные по своим взглядам люди: от коммунистов до националистов и анархистов. Именно тогда Мария Бутина и познакомилась с сенатором от Марий Эл Александром Торшиным, который оказывал «ПнО» финансовую поддержку.

В столицу Бутина перебралась в 2011 году. Перед этим она продала свой мебельный бизнес в Барнауле и поучаствовала в праймериз «Молодой гвардии «Единой России».

В Москве Мария продолжила общение с Торшиным. Она на протяжении четырех лет работала его специальным помощником. Некоторые СМИ сообщают, что они даже вели совместный бизнес.

Что это за бизнес, не ясно, но Бутина на правах помощницы Торшина летала с ним в Штаты, где тот встречался со Стэнли Фишером и Натаном Шитсом (из ФРС и Минфина США). Организатором тех встреч выступили аналитики из Центра национальных интересов.

К тому времени Марию Бутину уже знали за пределами России как сторонницу «огнестрельного лигалайза». Дело в том, что еще в 2012 году в журнале New Republik появился репортаж о стрельбах, устроенных активистами «ПнО».

После того репортажа в Россию приехала американская делегация, а Мария обзавелась связями с заокеанскими коллегами из Национальной стрелковой ассоциации  чему способствовали и ее визиты в США. Тогда же ее патрон, сенатор Торшин подготовил доклад «К вопросу о реформировании российского оружейного законодательства». Бутина упоминалась в нем как соавтор парламентария.

В следующие два года россиянка ездила в Восточную Европу. Там она встречалась с чешскими и словацкими сторонниками оружейного легалайза.

Бутина и конгрессмены

Приехав в 2015 году в США по работе, Мария Бутина начала активно знакомиться с местными политиками от Республиканской партии, близкими к НСА. Уже в июле Мария посетила встречу Дональда Трампа с избирателями, на котором задала тому вопрос о перспективах отношений США и России.

Как пишет Washington Post, уже в следующем году Бутина получила в США студенческую визу для проживания, поскольку поступила в Американский университет на специальность «международные отношения» (диплом магистра она получит в мае 2018-го).

Благодаря своим связям с НСА, в начале февраля 2017 года Бутина в составе российской делегации побывала на Национальном молитвенном завтраке, в котором участвовали сам Трамп (уже как президент США). Попасть в состав делегации помогло то, что его формировал не кто иной, как ее старый знакомый – Торшин, в тот момент уже зампред Центробанка.

New York Times утверждало, что в 2016 году Бутина как минимум два раза намеревалась устроить тайную встречу Трампа с президентом России Владимиром Путиным.

Другое издание, Washington Post, писало, что она вела общение с Джеффри Гордоном, который входил в предвыборную команду нынешнего американского президента и курировал вопросы нацбезопасности.

В какой-то момент спецслужбы, заинтересовавшие Марией, добрались до ее переписки по e-mail и через сотовый. Выяснилось, что россиянка контактировала с предполагаемыми агентами ФСБ и встречалась с послом России в США Сергеем Кисляком. Общалась Бутина и российским миллиардером Константином Николаевым. Он долгое время спонсировал ее организацию «Право на оружие». Впоследствии она подтвердила эту информацию.

Секс-миссия

Для добычи сведений россиянка не брезговала ничем. Она вступила в отношения с пожилым членом Республиканской партии Полом Эриксоном, через которого доставала контакты его коллег.

Добравшись до переписки Марии, спецслужбы выяснили, что та довольно часто просила Эриксона сделать за нее домашнюю работу, отредактировать курсовые и оказать иную помощь с учебой. На основании этого прокуроры пришли к выводу, что ее обучение в университете было фиктивным и имело целью прикрыть истинную деятельность.

Самого Эрикссона Бутина не жаловала. В своих письмах она выражала недовольство тем, что ей приходится сожительствовать с ним.

Другой жертвой очарования Марии Бутиной стал создатель компании Overstock Патрик Бирн. На допросе в ФБР Бирн признал, что вступил в связь с россиянкой.

Он рассказал, что на свиданиях та часто спрашивала, нет ли возможности встретиться с кандидатами в президенты США. Ее интересовали как Трамп, так и Хиллари Клинтон, Тед Круз и Марк Рубио. Подобная настойчивость удивила Бирна, признавал он впоследствии. Для бизнесмена скандал с Марией обернулся в итоге уходом в отставку с поста CEO компании.

От допроса к аресту

Тучи над Марией Бутиной начали сгущаться весной 2018 года. Ее вызвали на допрос в спецкомитет по разведке сената конгресса США. Там она в присутствии своего адвоката на протяжении восьми часов отвечала на вопросы как республиканцев, так и демократов. Россиянка также передала конгрессменам большой массив документов.

Вскоре после этого, в апреле, в ее квартире, которую Марией снимала в Вашингтоне, прошел обыск. Россиянка, у которой возникли проблемы с тем, чтобы найти работу, начала подготавливать отъезд домой, но не успела это сделать. В середине июля ее задержали сотрудники ФБР.

Обвинение, ратуя за необходимость ареста, обратили внимание, что Мария намеревалась покинуть пределы страны. За Марией велась слежка, которая установила, что та обращалась в транспортную компанию, желая заказать перевозку скарба, а также перечислила на российский счет $3,5 тыс. Чтобы Бутина не скрылась на дипломатической территории или просто не уехала в Россию, ее надо арестовать, пояснили прокуроры. Суд с такими доводами согласился.

«Инфильтрация» Бутиной

Минюст США выдвинул в адрес россиянки ряд обвинений:

  • сговор с целью работы иноагентом без уведомления властей;
  • связи с российскими спецслужбами;
  • нарушение ФЗ о лоббистской деятельности;
  • инфильтрация в организации, влияющие на американскую политику.

Хотя связь Марии с Торшиным была очевидной, в документах Минюста он не упоминался.

Осенью 2018 года Бутина решилась на сделку с правосудием, и в середине декабря признала свою вину.

В итоге 26 апреля 2019 года Мария Бутина услышала свой приговор - лишение свободы на срок в 18 месяцев. После отбытия наказания она должна быть незамедлительно отправлена на родину. Поначалу она сидела в виргинской тюрьме Александрия, однако затем ее перевели в исправительное учреждение с названием Northern Neck.

Приговор в итоге получился не самым суровым. Связано это с тем, что Мария признала вину. В ином случае ей грозило до пяти лет тюрьмы.

Российская реакция на дело Бутиной

С самого ареста Бутиной российские власти заявляли о сфабрикованности дела. Новости об аресте Марии пришли накануне саммита Трампа и Путина в Хельсинки, и Министерство иностранных дело России не преминуло заявить, что задержание россиянки имеет целью сорвать встречу и «минимизировать ее итоги».

Обвинения в адрес россиянки в российском внешнеполитическом ведомстве охарактеризовали как «политический заказ». Вскоре глава МИД Сергей Лавров, общаясь с тогдашним госсекретарем США Майком Помпео, заявил, что обвинения сфабрикованы, а значит россиянку надо отпустить на свободу. Тогда же МИД запустил компанию под названием Free Maria Butina.

Позже с подачи отца Марии власти РФ заговорили о пытках в отношении россиянки. Эту тему поднимал и Лавров. В МИД утверждали, что именно пытки привели к тому, что Бутина пошла на сделку с властями США. Однако уже в апреле 2019-го россиянка заявила, что никаких пыток и в помине не было, но ее долго держали изолированно от других заключенных, что было психологически неприятно.

Комментируя вынесенный приговор, Владимир Путин назвал его «беспределом». Он заявил, что не понимает, за какие преступления осудили россиянку.

Богатство и поход в Госдуму

Если в конце 2018 года отец Бутиной Валерий просил помочь в сборе средств, которые необходимы для оплаты услуг защищающих его дочь адвокатов (тогда даже был создан благотворительный фонд), то уже в августе 2021-го сама Мария задекларировала 65,2 млн рублей годового дохода.

Бывшая шпионка также внесла в декларацию облигации 34 компаний на общую сумму в 24 млн рублей. Среди них — фирмы из США, Мексики, Индонезии, Испании и Великобритании, а также министерство финансов Аргентины.

К этому моменту уже стало известно о походе Бутиной на выборы в Госдуму. Еще в апреле она подала документы на участие в предварительном голосовании «Единой России», а в середине июня была утверждена кандидатом в депутаты ГД от Кировской области.

Полная версия