Top.Mail.Ru
Москва
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

Биография Маргарет Тэтчер

Железная леди. Мир всколыхнулся, когда не стало личности яркой и цельной, небожителя мировой политики прошлого века – Маргарет Тэтчер.

При всем очаровании, которое привнес нам европейский и чопорный стиль истинной баронессы действия ее как персонажа исторического были направлены только на пользу Великобритании. Из-за масштаба этой фигуры и уважения к ее памяти она осталась тем врагом нашей страны, которого нельзя не уважать.

Символ эмансипации

Маргарет Хильда Тэтчер – перфекционист в политике, чья слава не была бы меньше, если бы многих ее успехов и вовсе не произошло. Всегда жесткая до беспощадности, даже с коллегами в правительстве Британии, она была просто не по зубам недоброжелателям и геополитическим противникам.

Мало кто помнит, что в развале СССР она сыграла ту роль второго плана, которая на самом деле была дороже главной роли, сыгранной профессиональным актером – Президентом США. Тэтчер не просто растопила лед с советскими правителями-геронтократами, она предугадала кадровые перестановки в нашей стране и очаровала нового генсека – Горбачева, буквально внушив ему еще одну роль – коммуниста-либерала. Новый наш лидер тогда обомлел настолько, что оказался готов даже на перестройку всей советской системы власти. Затем состоялось судьбоносное сближение СССР и США, которое можно ругать или хвалить, но отменить его плоды невозможно.

И пусть в ту эпоху Британия промахнулась с предсказаниями о приходе к власти Черненко, но Тэтчер отыграла политические очки, дав именно Горбачеву поверить, что он равный среди глав крупнейших держав мира. Также Тэтчер всегда поддерживала размещение ядерных ракет в Европе, в том числе на базах Великобритании. И сделано это было без скандалов, схожих с теми, что случались вокруг размещения ПРО во времена неоконов. Коварство железной змеи, защищающей свою территорию, скрывали изящные, но непроницаемые позы хладнокровия и уверенности в себе.

До баронессы

К слову сказать, наследуемый дворянский титул Тэтчер получила уже в 92 году, как и высочайший орден Британской Империи. Но важнее еще и тот факт, что событие это совпало с гибелью СССР.

Биография же у будущей железной баронессы совсем не аристократическая. Она родилась в небольшом городке Грэнтем, который по счастливой случайности стал центром производства сельскохозяйственной техники.

Вот только на Тэтчер это никак не повлияло. Ее детство прошло в квартире над бакалейной лавкой отца. Но он не был только бакалейщиком, поскольку активно участвовал в жизни города и местной общины протестантов-методистов. Войдя в муниципальный совет Грэнтем а Альфред Робертс стал первым политиком в их семье, совместив эту деятельность со служением пастора. Однажды в 1945 году отец Тэтчер стал мэром города на целый год.

Маргарет Робертс, как ее звали в девичестве, была прилежной ученицей, получившей оксфордскую стипендию. Примечательно, что, в университете она возглавила одну из политических организаций этого уважаемого ВУЗа.

В 1946 году, когда ее папа перестал быть политиком, уйдя с поста мэра родного города – Маргарет словно подхватила эстафету, став председателем Ассоциации Консервативной партии Оксфордского университета. В 1947 году она после четырех лет учебы стала бакалавром химических наук, как сказали бы сегодня. Позже журналисты и биографы будут отмечать навыки специалиста-исследователя в столь сложной науке оказывались хорошим подспорьем для Тэтчер, особенно, если приходилось вникать в суть проблем или настаивать на своем.

Пока же она, оставаясь ученым-исследователем, не прекращала политической деятельности, вступив на новом месте, в Колчестере, в ассоциацию Консервативной партии. Затем приняла участие в партийной конференции в Лландидно 1948 года как представитель Консервативной ассоциации выпускников университета. Увлекаясь политикой, она не стремилась войти в какие-либо выборные списки, ее рекомендовали коллеги, восхищаясь набором качеств хорошего лидерa-мужчины, словно от природы развитых в этой женщине.

Примечательно, что именно внутрипартийное общение в определенный момент свело ее с будущим мужем, разведенным предпринимателем Дэнисом Тэтчером, чью фамилию она сделала всемирно известной. Политическая жизнь, начавшаяся в регионах страны, стала диктовать Маргарет место жительства и работы. Чтобы участвовать в очередных выборах, она сменила работодателя, устроившись на должность химика-исследователя, но уже в Дартфорде. Даже проигрывая первые свои выборы Маргарет, значительно влияла на результаты конкурирующей партии лейбористов, она отвлекала их голоса на себя. Предвыборные марафоны сплотили не только семью Маргарет Робертс, поддержка Дениса Тэтчера стала хорошей рекомендацией для того чтобы она согласилась создать чету Тэтчер.

И через два года в 1953 году у них появилась двойня – дочь Кэрол и сын Марк, как это порой бывает у близнецов – детки оказались недоношенными. Оказалось, что деятельная Маргарет, вынашивая детей, даже успела сменить профессию, став юристом по налогообложению. Столь энергичная особа всего за пять лет смогла пробиться на выборах в парламент страны. Можно считать, что судьба первого политика-женщины на столь высоком уровне выделяла ее среди прочих конкурентов, ведь прессе она всегда нравилась еще и как символ эмансипации. Вот только обратная сторона взаимодействия в чисто мужской политической среде парламента Британии оставалась, что называется за кадром.

Своим путем

Ее приверженность политике монетаризма популярной как раз в пятидесятые годы критикуема до сих пор. Однако даже после экономического кризиса новейших времен позиции фунта стерлингов куда прочнее, чем у доллара или евро. На доминирование именно этой валюты в мире пока не повлияли ни стратегическое партнерство с США (кстати, плод усилий Тэтчер), ни волнения в зоне Евро. Возможно поэтому та часть Британии, которая склонна почитать Тэтчер – считает ее весьма мудрой старушкой.

Именно она ратовала за дистанцирование от зоны евро и присоединение Британии к проамериканскому экономическому союзу НАФТА. Но восхождение внутри правительства для нее началось в годы триумфа консервативной партии, когда ей приходилось отвечать и за образование, и за общую оппозиционную политику. К чести Тэтчер, она могла конфликтовать с коллегами консерваторами, но, ни разу не изменила самой партии. Ее приход в большую политику вскоре после нефтяного кризиса в Европе 1973 года, был результатом умения договариваться с партнерами и противниками.

В годы парламентской деятельности она созрела и как экономист-либерал, желающий предоставить бизнесу в стране максимум возможностей. Неприятие к СССР отчасти также подпитывалось приверженностью нашей страны к плановой экономике. Первое свое резкое заявление, по теме, она сделала как раз на посту министра образования: «Русские настроены на мировое господство, и они стремительно приобретают средства, необходимые для становления в качестве самого могущественного имперского государства, которое когда-либо видел мир. Мужчинам в советском Политбюро не нужно беспокоиться по поводу быстрой смены общественного мнения.

Они выбрали пушки вместо масла, в то время как для нас почти все остальное важнее пушек». Ответ на это высказывание был опубликован в Советском Союзе, когда Тэтчер впервые назвали «железной дамой». Спустя некоторое время этот образ подхватили и западные журналисты, сделавшие Тэтчер известной нам железной леди. Но оказывается у Тэтчер был свой большой неуспех в политике, так хорошо знакомый нам под названием приватизация!

Проведенный с большим напором, передел собственности все же имел свои пусть и спорные плоды. Потребители оказались в выигрыше, благодаря снижению цен и улучшению производительности. Также как и в России, многие британцы стали акционерами, что легло в основу «народного капитализма», к сожалению, только в Англии, но не у нас. Жесткая позиция «агрессора в юбке» известный имидж Тэтчер на посту премьера. Тем не менее, эта жесткость оказалась оправдана в ходе Фолклендского самого памятного противостояния с Аргентиной за одноименные острова. Конфликт не только позволил отстоять британцам спорные территории, но и укрепил имидж Тэтчер.

Три срока ее премьерства теперь уже не мыслимы без эпизода той войны, несмотря на заметные боевые потери Британии. Гроб Тэтчер в собор святого Павла несли, в том числе, и наследники британских воинских подразделений воевавших за Фолклендские острова. Однако самым жестоким поступком Тэтчер британцы до сих пор считают игнорирование голодовки заключенных. Тогда в 1981 году содержавшиеся в тюрьме Мэйз террористы из рядов Временной Ирландской республиканской и Ирландской национальной освободительной армии, устроили голодовку, с целью вернуть себе юридический и публичный статус политзаключенных.

Лидер голодающих Бобби Стенде также протестовал против ухудшения условии содержания террористов. Тэтчер ответила жестко: «преступления есть преступления, политического аспекта в данном случае нет». После этого голодавшие заморили себя голодом до смерти, но железная леди, наблюдая за этим, не изменила своего решения. Кто знает, возможно, именно такой жесткости не хватает ныне другим руководителям, стремящимся защитить свои страны от терроризма?

Начало заката

Главный же бой во внутренней политике ожидал Тэтчер не с террористами ИРА, а с собственными профсоюзами. Эта конфронтация привела к массовым забастовкам, сохранившимся в период всех ее премьерств. Жесткость она проявила и здесь, утвердив меры по ухудшению положения безработных в стране, стимулировавшие их к поиску новой работы. Отказ от политики полного рабочего дня позволил вывести часть предприятий затронутых забастовками из-под удара, тем самым владельцы сократили издержки.

Если и можно подводить результат экономической, социальной политики Тэтчер, то, несмотря на все противоречия, внутри общества ее признают достойным реформатором. Экономика страны за годы ее премьерства действительно была укреплена. Обратной стороной этих процессов стало возвеличивание альянса Британии и США в современном нам мире. Тупиковое состояние капитализма и начало жизни в кредит...

Полная версия