Top.Mail.Ru
Москва
26 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Агрессия или беспокойство: приемы работы с детьми в школьный период

Школьный этап – это особенно напряженный период для детей как с точки зрения физического, так и умственного развития.

Особенно чувствительным моментом в их развитии является период от 9 до 13 лет, когда в организме происходит много гормональных изменений.

В это время также появляется конфликтное и часто агрессивное поведение, с которым родители или учителя не всегда могут справиться. Работать с таким поведением сложно, учитывая его происхождение и причины его возникновения. Итак, как отличить агрессивное поведение от простого беспокойства? Какие методы использовать, чтобы помочь ребенку с агрессивным поведением?

Психические нарушения или агрессия?

Мы можем говорить об агрессивном поведении, когда оно направлено на причинение вреда другим. Оно может принимать форму физической и словесной агрессии, например, мальчик ударил друга и обозвал его, а также агрессии, направленной против самого себя, что называется членовредительством, например, девочка не ела 3 дня, потому что не получила новый смартфон, который она просила у родителей.

С другой стороны, беспокойство – это преднамеренное препятствие определенным действиям, например, громким разговорам учащихся во время уроков, которые часто являются выходом из гнева или других эмоций. В ситуации беспокойства чаще всего достаточно обратить внимание на ребенка или вспомнить правила, которые применяются к нему, чтобы улучшить его поведение.

Иное дело с агрессивным поведением, потому что то, что отличает агрессию во время школьных уроков от беспокойства, - это отсутствие контроля над агрессией. Ребенок часто не может контролировать свои эмоции, особенно сильные эмоции, такие как злость или гнев. Это может быть связано как с гормональными изменениями, так и с отсутствием альтернативных моделей поведения.

Если ребенок не может контролировать свои эмоции, начните работать над его поведением, используя методы, которые не только научат его лучше контролировать свои эмоции, но и познакомят его с другими возможностями реагирования, чтобы ребенок, например, вместо того, чтобы ударить сестру, взъерошивал свои волосы, таким образом снимая свой гнев.

Сотрудничество, как путь к успеху

При работе над агрессивным поведением ребенка самое важное – это сотрудничество учителя и родителя.

Часто учителя сообщают родителям о недопустимом в школе поведении. Беспокойство во время урока, неккультурный подход к учителям или агрессивное поведение по отношению к сверстникам – все более частые проблемы, с которыми сталкиваются педагоги. Родители нередко удивляются подобным высказываниям, потому что не видят дома такой проблемы.

Это может быть связано с тем, что в домашней обстановке ребенок находится в знакомой и безопасной среде, в которой количество воздействующих на него стимулов меньше, чем в школьной среде. Чрезмерная стимуляция со стороны сверстников (шум, крики), требований школы (соответствующие правила поведения) и учителей (концентрация во время уроков) может вызвать у ребенка чувство усталости и, как следствие, ослабление его способности контролировать поведение.

Чтобы эффективно помочь ребенку, важно, прежде всего, поговорить с родителями. Родители должны знать точку зрения учителя, прислушиваться к его мнению, а не предполагать заранее, что «если дома такой проблемы нет, то уж точно не в школе». Этот принцип работает и в обратном направлении – учитель также должен знать, как ребенок ведет себя дома, потому что благодаря этому он сможет отделить поведение, типичное для ребенка, от поведения, которое происходит только в школе.

Соглашение родителей и учителей – что дальше?

В зависимости от обострения проблемы следует рассмотреть несколько возможных решений. Если проблема очень сложная, например, постоянно происходят избиения или ребенок проявляет вульгарность по отношению к ученикам и учителям, следует рассмотреть возможность привлечения школьного психолога к решению проблемы.

Работа школьного психолога в такой ситуации состоит прежде всего в том, чтобы узнать точку зрения учителя, родителей, самого ребенка, а также его одноклассников. Агрессивное поведение ребенка часто является результатом длительного конфликта или напряженной ситуации, о которой не знают родители или педагоги. Психолог разговаривает с каждым ребенком, чтобы увидеть, не имеет ли имевшее место агрессивное поведение какого-либо источника, например, скрытый конфликт или ситуации нетерпимости.

С другой стороны, если проблема незначительна, и вы хотите попытаться предотвратить ее дальнейшее развитие (например, девочка оскорбила друга, который впервые получил оценку лучше, чем у нее), тогда родители и учителя могут попытаться решить ее, используя различные доступные техники.

Независимо от возраста ребенка, вы должны реагировать на любое проявление агрессивного или бунтарского поведения. Следует помнить, что раннее обнаружение таких проблем облегчит вам их решение. В ситуации, когда они не глубоко укоренились в репертуаре поведения ребенка, легче будет заменить их альтернативными методами.

Полная версия