Top.Mail.Ru
Москва
25 апреля ‘24
Четверг
Навигация

С Россией было хорошо: украинский бизнес тоскует по российскому рынку

После 2014 года, когда Киев целенаправленно пошел на разрыв всех отношений с Москвой, заводы и фабрики Украины стали массово разоряться.

Одна из самых показательных историй с развалом украинского производства - это происходящее на заводе «Мотор Сич». Производитель авиадвигателей после обретения Украиной независимости оставался на плаву благодаря заказам из РФ.

После 2014 года Киев разорвал с Россией все отношения, и «Мотор Сич», подобно сотням других предприятий, остался фактически без заказов.

Положение могли спасти китайские инвесторы, которые несколько лет тому назад вложили в завод более 3,5 миллиардов долларов. Однако, Киеву не понравилось, что китайцы завладели контрольным пакетом акций, и с помощью СБУ и уголовного дела акции арестовали.

Теперь китайские инвесторы вынуждены обращаться в международный арбитраж, а «Мотор Сич» так и не воспрял. Лишь коротко взмахнул обрубленными крыльями.

По мнению военного эксперта Алексея Леонкова, отчасти на Украине удалось запустить программу импортозамещения. Те же самые украинские вертолеты оснащаются сегодня отечественными двигателями. Однако, и «Мотор Сич» и другие стратегические предприятия потеряли огромный, по сути, ключевой рынок сбыта из-за разрыва отношений с Россией.

А еще можно сказать, что поведя себя так, Киев фактически сам помог РФ наладить собственное производство. Уже несколько лет, как российские специалисты освоили производство двигателя ВК-2500 для Ми-8 и Ми-17.

На эти же силовые установки заменили украинские ТВЗ-117, которые ставили на ударные вертолеты Ми-28Н «Ночной охотник». Предприятия «Ростеха» успешно  наладили выпуск двигателей Д-18Т для тяжелых транспортных самолетов Ан-124 «Руслан». 

Так что, теперь, даже если Киев вдруг однажды опомнится и попытается вернуть утраченный российский рынок, сделать это будет проблематично. Ибо, нам теперь украинский рынок в этой сфере не так, чтобы сильно нужен. Мы оказались сами с усами.

Понятно, что сейчас немалый вес в мире имеет Китай. Пекин своими щупальцами опутывает всю планету и все сферы жизнедеятельности. Киев было попытался спасти «Мотор Сич» с помощью китайский инвестиций.

Сделал предложение Пекину, и китайский бизнес проявил интерес. Несколько лет тому назад компании из КНР вложили в завод более 3,5 миллиардов рублей, став совокупно владельцами контрольного пакета акций.

Но Вашингтон выразил свое недовольство китайским присутствием на Украине, и тут же в дело вмешалась СБУ, и в итоге суд арестовал акции китайских компаний. А гендиректора «Мотор Сич» даже обвинили в сговоре с китайцами с целью вывести производство двигателей на территорию КНР.

В общем-то,  интерес китайцев к «Мотор Сич» и в самом деле может оказаться не таким, каким представляли себе в Киеве. Зачем Пекину реанимировать завод в Незалежной, если можно выяснить технологии, а потом действительно наладить у себя собственное производство.

КНР мечтает создать собственную двигателестроительную промышленность на высоком, качественном уровне. А Вашингтон всячески пытается этому воспрепятствовать.

Так что, не исключено, что Киев получил прямое указание из США «похоронить» контракт «Мотор Сич» с китайцами. И Киев согласился. Даже во вред себе.

По объемам и темпам развития Китай и без того сильно опережает США, экономические и технические возможности позволят стране быстро ставить на конвейер позаимствованные за рубежом технологии. Того и гляди, Китай сместит Америку с вершины рейтинга сверхдержав.

Что касается двигателестроения и в целом авиастроения, по словам члена-корреспондента Академии военных наук Сергея Судакова, Китай поставил перед собой задачу построить корпорацию, превосходящую «Боинг», чтобы обрести независимость от американской авиационной техники.

Поэтому Вашингтон пускает в ход любые методы, лишь бы остановить Пекин. Шантаж, угрозы, давление - все идет в ход. Тоже самое мы видим и в ситуации с проектом «Северный поток-2», который строит Россия.

Только вот на Москву особенно не надавишь, так американцы Германию чем только не пугали. Но ничего, Берлин выдержал, от проекта не отказался. Ну, а уж нажать на Украину, целиком и полностью живущую за счет западных кредитов, для Вашингтона вообще было делом плевым.

И теперь Киеву грозит международный арбитраж, поскольку китайцы уже выкатили Украине иск на миллиарды долларов. Киеву светит потерять завод, у которого нет заказов для работы на полную мощность.

И Киев может растерять остатки своей деловой репутации. Хотя, как говорят эксперты, это сравнимо с ситуацией, когда женщина, выходя замуж в пятый раз, боится потерять… девственность.

Да и не только в «Мотор Сич» дело. Всех предприятий, которые на ладан дышат или уже обанкротились, не счесть. Тот же «Южмаш», один из ведущих представителей ракетно-космической отрасли СССР, а впоследствии Украины, после ухода с российского рынка потерял сотни миллионов рублей. И его будущее - под большим вопросом.

Еще одна жертва украинской политики - легендарный  Харьковский танковый завод. После майдана ему тоже запретили сотрудничать с Россией. И знаменитый «Антонов» на распутье, и сотни других частных и государственных компаний, которыми раньше могла по праву гордиться Украина.

Можно сказать, что вся страна сейчас находится на распутье. И назад уже ходу нет, и впереди счастья не видно. Не зря же сейчас все чаще можно услышать от украинцев на чистом русском: «Пусть Россия враг, агрессор и оккупант, но с ней было так хорошо»…

Полная версия