Москва
16 декабря ‘18
Воскресенье

МНЕНИЯ INFOX.RU

Дмитрий  Чариков
Ведущий на канале Медиаметрикс, эксперт в сфере строительства и недвижимости

Гордиев узел ГК ПИК

Ровно десять дней назад, 11 июля группа компаний ПИК, являющаяся крупнейшим российским девелопером жилой недвижимости, обнародовала «результаты основной (операционной) деятельности группы, основанные на управленческой отчетности за 6 месяцев, закончившихся 30 июня 2018 года», продемонстрировав информационную доступность и открытость своего бизнеса.

Или, проще говоря, отчиталась о результатах за первую половину текущего года.

И наверняка главным месседжем документа, призванного поразить в самое сердце всех конкурентов и вызвать аплодисменты населения, явилась информация об объеме поступлений денежных средств в компанию, связанных с продажами недвижимости за январь-июнь 2018 г. Сильнейший девелопер страны поведал всем заинтересованным лицам об объеме продаж в компании за отчетный период, сообщив об увеличении этого показателя на 26% по отношению к аналогичному периоду 2017 года. Напомним, что напродавать в этом году удалось  уже на 104,2 млрд рублей. (А вот год назад ПИК собрал за первые полгода «всего лишь»  82,7 млрд рублей). Иными словами, компания Гордеева убедительно продемонстрировала участникам рынка и потенциальным клиентам устойчивость бизнеса, аргументируя свою позицию стабильным и внушительным ростом продаж в компании.

Но все-таки с бурными овациями и с барабанной дробью лучше всего повременить. И с фанфарами торопиться пока не стоит. Почему? Да потому, что остальная часть этого весьма интересного документа вызывает ряд достаточно принципиальных вопросов.  Например, зачем девелоперу столь интенсивно наращивать продажи и объем денежных поступлений в компанию при снижении объемов самого предмета продаж, что следует из обнародованного отчета?

Нет, для неискушенных граждан отчет крупнейшей девелоперской компании выглядит словно гимн КПСС – «выше, больше, быстрее, сильнее» и т. д. Но для тех, кто понимает в цифрах… «Несостыковки» в отчете настолько очевидны, что их сложно не заметить. И, чтобы не заниматься голословной понапраслиной по отношению к уважаемому участнику рынка, давайте прежде всего обратимся к цифрам, а не к эмоциям.

Прирост продаж на 26% - серьезная  причина для зависти и зубовного скрежета у большинства конкурентов компании. Продажи для любого девелопера – дело святое, главное, основное. Но почему  подозрительный «рывок» ГК ПИК как-то плохо коррелируется с остальной информацией, содержащейся в отчете?

Изучив внимательно документ, выясняем, что в первом полугодии текущего года девелопер вывел на «прилавок» 36 новых корпусов против 52-х, выставленных за аналогичный период в минувшем году. Иными словами, цифры свидетельствуют, что объем предложения у ГК ПИК начал существенно «усыхать». Ничего личного и только цифры! Так, общая площадь квартир в новых корпусах, выставленных на продажу в текущем году, составила за полгода 871 тыс. кв. м. И этот показатель почти на 20% меньше, чем девелопер вывел на рынок в 1-ом полугодии 2017-го. Ставим первый «минусик» и начинаем удивляться «рывку» при столь существенном сокращении предложения, а, стало быть, и строительства, который, как известно, предваряет появление самого товара.

Сократился на 41,2% и объем поступлений денежных средств от оказания строительных услуг и прочих видов деятельности. И получается так, что ГК ПИК постепенно «завязывает» со строительной деятельностью? И опять-таки ничего личного. Дело в том, что 41,2% - серьезная цифра! Это вам не какие-нибудь два-три процента!

На 28,3% провалились и показатели по вводу жилья - за первое полугодие компания ввела в эксплуатацию всего лишь 286 тыс. кв. м. И опять минус. Примечательно, что при таких «похудевших» показателях девелопер по-прежнему уверенно сообщает о своих планах получить общий объем поступлений денежных средств в размере 180-200 млрд рублей. У вас не складывается какое-то нехорошее ощущение, что ПИК как-то слишком уж подозрительно сильно начал увлекаться продажами квартир (или, если выражаться более грамотно, привлечением денежных средств граждан) в ущерб основной своей деятельности – строительству многоквартирных жилых домов?

И возникает очередной вопрос, зачем ему, собственно, такой рекордный прирост выручки? Особенно при снижающихся по всем «фронтам» остальных показателях? Последний раз похожую потребность в постоянном увеличении продаж можно было наблюдать еще у одного крупного девелопера – у компании «Урбан групп». Денег там требовалось все больше и больше, а вот строительство пробуксовывало все сильней и сильнее. И чем эта история закончилась мы тоже все знаем. И о многомиллиардной финансовой дыре наслышаны. А еще хорошо помним, как налегала на продажи накануне своего краха компания СУ 155. Какая-то нехорошая примета сложилась, согласитесь?

Все чаще такими вопросами начали задаваться и многочисленные дольщики ГК ПИК (и особенно дольщики ГК «Мортон» - компании, которую ПИК поглотил несколько лет назад), одолевая своими сомнениями и претензиями многочисленный персонал девелопера. Нужно заметить, что по данным из различных источников информации и форумов, в компании «ПИК»  на сегодняшний день работает свыше 14 тыс. человек. И еще поговаривают, что порядка 2 тысяч подрядных организаций сотрудничают с девелопером в части производства тех или иных строительных работ. Но вряд ли хоть кого-то из сотрудников ГК ПИК можно назвать медийной персоной. Многие участники рынка отмечают, что, стоит только обратиться к кому-то из персонала компании с каким-то «нестандартным вопросом», то этот сотрудник немедленно замыкается и словно прячется в раковину, подобно улитке, сурово выдавая из недр своего «домика» набор стандартных фраз-скриптов, больше похожих на допрос фашиствующего элемента партизанами, оживая и очеловечиваясь только в том случае, если речь заходит о немедленной покупке жилья. Либо немедленно начинает диктовать свои условия, совершенно забывая о том, что собеседник не является сотрудником компании, и стоять по стойке смирно и трепетно ловить каждое слово своего визави он не обещал.

Впрочем, переговорить с представительницей пресс-службы компании все же удалось. Диалога, прямо скажем, не получилось – стороны сразу же обменялись эмоциональными «любезностями» и разошлись, как в море корабли. И здесь совершенно не лишним будет еще раз напомнить представителям пресс- и пиар- служб девелоперских компаний, что диалог – это прежде всего продукт непротивления сторон при полном уважении свобод и прав своего оппонента. И в том числе права любого журналиста рассуждать, анализировать и задавать неудобные вопросы в неудобное время. Или, например, не соглашаться с предложенными условиями и регламентами диалога. В конце концов, сотрудники компании наверняка получают деньги за то, чтобы конструктивный диалог все-таки состоялся, до читателя дошла максимально объективная информация, а не наоборот. Впрочем, не исключено, что сотрудники компании совершенно искренне уверены, что весь мир должен крутиться вокруг их прекрасной и мощной компании.

Таким образом, оставим пресс-службу девелопера в покое и продолжим рассуждать самостоятельно. В конце концов, качество менеджмента – это личное дело самого менеджмента. И соответствующих служб компании.

Несмотря на то обстоятельство, что за «ПИКом» пока не числится ни одного долгостроя, заявленных сроков сдачи застройщик придерживается не всегда. В соцсетях и на различных форумах предостаточно негатива и возмущенных реплик по отношению и к переносу сроков, и к качеству отделки – нет смысла дублировать весь негатив, цитировать злопыхателей и напоминать нашим читателям, что основной причиной пробуксовки строительства чаще всего являются перебои с финансированием. И куда же тогда деваются миллиарды, если не на стройку? Впрочем, долой инсинуации и домыслы! И все-таки жаль, что группа компаний так туго идет на контакт! Но, возможно, это мне просто не повезло, а в подавляющем количестве случаев сотрудники компании – сама конструктивность и сплошной позитив. Даже когда речь и не заходит о покупке квартир.

И уж, чего никак не отнять у ГК ПИК, так это высокого уровня доверия людей к его бренду. Причем, вопреки многим факторам. И рекордные показатели продаж  -  прямое тому подтверждение. Людей нисколько не смущают ни недоделки, ни переносы сроков, ни безликость и однотипность жилых комплексов от этого девелопера, ни иные факторы. Попробуйте, эксперимента ради,  отличить ЖК «Бунинские луга» от «Измайловcкого леса» или Green Park от ЖК «Саларьево парк». Действительно, ГК ПИК не балует своих дольщиков-кредиторов архитектурными излишествами. И это общеизвестный факт. Но вот задержки при таком объеме выручки – это уже действительно тревожная симптоматика. Напомним, что доля ипотечников в общем объеме «покупателей квартир составляет 65%.. И вот они верят только в хорошее.

Более того, комментируя операционные результаты, президент ГК ПИК Сергей Гордеев отметил: «В первом полугодии 2018 года ГК ПИК сохранила положительную динамику по основным операционным показателям и подтверждает исполнение ранее озвученных прогнозов на 2018г.»

Хорошо сказал, подчеркнув, что в  1-м полугодии основные усилия его компании были направлены на увеличение маржинальности проектов группы. Жаль вот только, что он про своих дольщиков, новоселье и сроки забыл упомянуть. И не объяснил, почему упали показатели. И не спрогнозировал, что будет, если они и дальше продолжат снижаться такими же темпами.

А с маржинальностью нам всем и так все более или менее понятно – любой бизнесмен стремится к увеличению прибыльности своего бизнеса. И это совершенно нормально. И «подготовка к запуску» - тоже дело стоящее. Главное, чтобы этот запуск состоялся, а не ограничился подготовкой с прогнозами. И, чтобы не в космос. 

Вот такой узел вопросов предстоит теперь развязывать многочисленным «покупателям квартир» от ГК ПИК благодаря стараниям его пресс-службы и «департамента по работе с инвесторами и рынками капитала». Хорошо отчитались. И люди наверняка хорошие.

Мы рекомендуем

Полная версия