Москва
18 сентября ‘19
Среда

МНЕНИЯ INFOX.RU

Елена Есина
эксперт по экологическим правам Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, к.э.н.

Обращения с ТКО: переход на государственную траекторию?

14 января Президент Владимир Путин подписал указ о создании публично-правовой компании (ППК) по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор».

Компания создана в целях обеспечения реализации норм российского законодательства в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, стимулирования инвестиционной активности в этой области и реализации национального проекта «Экология». Полномочия учредителя компании будет осуществлять Министерство природных ресурсов и экологии.

Воспоминание о будущем

Хотя представители бизнеса и говорят, что не видят необходимости в создании ППК, тем не менее, многолетний опыт и нашей страны и зарубежья, говорит об обратном.

Обращение с отходами является в развитых странах объектом государственного управления и регулирования. Необходимость в создании федерального оператора вызвана отсутствием регулирования отрасли обращения с отходами

В процессе реформирования экономики, начиная с 1991 года, все созданные в 1970–80-х годах инструменты государственной политики в области управления вторичными материальными ресурсами были упразднены. Разработанные к настоящему времени новые методы государственного регулирования в области обращения с отходами несовершенны и в принципе не могут обеспечить существенных сдвигов в деле использования отходов как ВМР.

Вместе с тем многие инструменты государственной политики в области управления вторичными материальными ресурсами, практиковавшиеся в СССР, не утратили своей актуальности. Аналогичные формы управления сегодня используются или планируются к использованию в развитых странах мира. Речь, прежде всего, идет о странах ЕС, где некоторые из этих инструментов стали применяться на практике уже в 1990-х — 2000-х годах не только на государственном, но и на межгосударственном уровне в качестве основополагающих для обеспечения охраны окружающей среды и устойчивого развития.

Все развитые страны мира пришли к заключению о необходимости усиления государственного регулирования в области сбора и переработки отходов и о том, что ответственность за управление отходами должна быть сконцентрирована на национальном уровне. В структуре государственного аппарата стран ЕС имеются специально уполномоченные для этого органы.

В России же вопросы организации сбора и переработки отходов соответствует пословице «У семи нянек — дитя без глаза»: органы местного самоуправления, на которые в законодательном порядке возложена вся ответственность за организацию сбора и переработки отходов, не в состоянии решить эту задачу в отношении «нерентабельных» отходов, пока не будет реформирована система государственного регулирования в этой области.

Вопросы, на которые пока нет ответов

Вопрос первый: как компании будет учитывать общественное мнение?

Согласно указу, функции и полномочия учредителя компании от имени РФ осуществляет Минприроды.

В документе также отмечается, что компания в соответствии с подпунктом а) пункта 4:

— «проводит экспертизу территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальные схемы), и готовит рекомендации по их корректировке» и далее «осуществляет анализ реализации в субъектах Российской Федерации территориальных схем, ... в том числе в части, касающейся соблюдения процедуры общественного обсуждения проектов территориальных схем».

Каким образом, федеральная структура будет проверять соблюдение процедуры из Москвы? Получается, что опять население остается при своем интересе со своим мнением.

Вопрос второй: кто же будет учить?

— «компания осуществляет образовательную деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами». В соответствии с п.1 статьи 21 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями».

Публично-правовая компания таковой не является. Значит ли это, что будут опять создаваться дочерние аффилированные компании или же нет коррупции?!

Вопрос третий: а где общественный контроль?

В соответствии с п.11 в состав наблюдательного совета компании входят только представители Правительства и профильных министерств. Нет ни представителя Общественной палаты РФ, не предусмотрен и общественный совет. Опять получился «кокон».

Экономика и экология – две стороны одной медали

Главное – России необходима принципиально иная модель экономики в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Идет противостояние двух точек зрения: захоранивать отходы или перерабатывать, вовлекая вторичные материальные ресурсы в хозяйственный оборот.

По сравнению с 2008 годом отечественный ВВП вырос лишь на 2%, и сегодня у России из крупных по размеру экономики стран самая медленно растущая экономика. Традиционные рынки, на которые мы все время опирались, выходят на стадию насыщения. Например, доходы от нефти до 2030 года еще будут расти, а потом уже нет, а ведь сегодня это главный экспортный продукт.

По данным Минприроды, ежегодно в стране России образуется более 70 млн тонн коммунальных отходов. Из них утилизируется только 7%. Более 90% ТКО размещается на полигонах или несанкционированных свалках, которых сегодня насчитывается около 22 тыс. Расчеты показывают, при интенсивном развитии отрасли обращения с отходами, вклад вторсырья в ВВП России превысит доходы от добычи твердых полезных ископаемых уже в 2025 году.

Очевидно, что если серьезно относиться к проблеме экономического роста, то нужно переходить на государственную траекторию развития сферы обращения с ТКО. Новая экономика должна быть только «зеленой». И чтобы новые, зеленые драйверы ее развития появились хотя бы к 2030 году, фундамент нужно закладывать уже сегодня.

Указ указом, а поживем – увидим!

Мы рекомендуем

Полная версия
Установить приложение